Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Рубанули с плеча

11, Октября 2012
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
канд. юрид. наук
 
«Налоговед» уже писал о необходимости скрупулезного подхода к составлению текстов прецедентных решений по налоговым спорам, принимаемым ВАС РФ. Иногда случается так, что правильное решение имеет весьма слабую или даже ошибочную аргументацию. Но поскольку в практической деятельности и налогоплательщики, и налоговые органы руководствуются именно правовыми позициями, содержащимися в мотивировочной части постановлений, то победы отдельных налогоплательщиков в конкретном споре порою оборачиваются поражением целых отраслей производства.

Наглядный пример такой практики – решение о налогообложении выплат поставщиками товаров дистрибьюторам, торговым сетям премий за большие объемы закупок и других подобных поощрений1.

Такие выплаты – современный, широко распространенный в мире и весьма эффективный стимул активного продвижения продукции, увеличения объема продаж. А значит, и сумм уплачиваемых в бюджет налогов.

Хотя спор касался квалификации премий как платы за некие услуги, ВАС РФ самостоятельно квалифицировал премии как форму скидки к цене ранее поставленных товаров. Эта оценка дана в постановлении без учета сложившейся на основе официальных разъяснений2 деловой практики.

В результате постановление Суда, не добавляя ни рубля в бюджет (торговые сети, получая премии, должны рассчитать и уплатить НДС, а выплатившие их поставщики – на эту же сумму уменьшить свои бюджетные обязательства), непомерно увеличивает расходы бизнеса на администрирование торговых контрактов. Помимо пересмотра условий тысяч договоров поставки,  поставщикам необходимо будет выставлять сотни тысяч корректировочных счетов-фактур, причем по всей номенклатуре отгруженных товаров.

Это влечет колоссальные затраты – на привлечение консультантов, создание новых программных средств, увеличение штата и др. По оценке одной крупной торговой сети, ее затраты на администрирование в этом случае увеличатся на 100 млн руб. в год (сопоставимые расходы ожидают каждого крупного поставщика). При небольшой торговой марже покрыть их можно будет только за счет увеличения цены товаров, то есть за счет рядовых потребителей.

При поставке товара налог уплачивается с максимальной цены. Последующее предоставление премий покупателю совершенно не влияет на общий объем поступивших в федеральный бюджет средств. Но слепое требование соблюдать некие формальности открывает перед налоговыми органами обширные возможности для придирок.

Эта нестабильная ситуация глубоко обеспокоила все деловое сообщество. Готовится информация для принятия мер Президентом РФ и Председателем Правительства РФ.

Консолидированная позиция и поставщиков, и покупателей такова: необходимо оперативно подтвердить в налоговом законодательстве сложившуюся за много лет деловую практику взаимоотношений, когда сами стороны с учетом особенностей их торговых отношений определяют, будут ли они считать премию скидкой к цене (и соответственно, корректировать отчетность) или нет, и придать такой стабилизирующей поправке обратную силу.
 

С уважением,
С.Г. Пепеляев


1 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11.
2 См.: письмо Минфина России от 26.07.2007 № 03-07-15/112.