Пошлина праведников
Дело в том, что, на взгляд русской сказки, всякий предприниматель в своем деле сталкивается с кознями Сатаны. Причем ловушки, расставляемые Сатаною, бывают обычно тройными. Так вот за их распутывание и следует отдать все заработанное в первые три года – по году за каждую из трех петель сатанинской ловушки. Дальше бизнес пойдет как по маслу.
Вот, например, одна из русских сказок.
Живет себе купец, и есть у купца сын. Чтобы юноша посмотрел мир и научился торговому делу, купец отправляет сына работать приказчиком к своему партнеру. Юноша работает три года, получает за три года жалование сполна, собирается домой. Тут-то и приходит весть, что отец юноши умер.
Купеческий сын выходит на улицу, встречает нищего и… Разумеется, юноше нужны деньги. Разумеется, умершего отца надо же хоронить. Вероятно же, после отца остались долги какие-нибудь и сейчас набегут кредиторы. Но купеческий сын ничтоже сумняшеся отдает нищему все свои деньги. Возвращается домой, рассказывает матери о своем поступке, и мать одобряет его, говорит: «Господь милостив».
Кое-как справившись с похоронами отца, кое-как реструктурировав долги, юноша собирает корабль, чтобы везти товар за тридевять земель. Но прежде чем отплыть, по совету матери нанимает себе приказчика. Приходит на рынок и встречает старика. (Уж не того ли самого нищего, которому отдал все деньги?)
«Иди ко мне приказчиком», – говорит старику купеческий сын.
«А и пойду, – отвечает старик. – За половину барыша».
На том и сговариваются. Долго ли, коротко ли, а приплывают они в тридесятое царство. А там вместо таможенной пошлины царь требует от всякого заезжего купца провести ночь в церкви. И это первая ловушка.
Дело в том, что у тридесятого царя не умерла, а как-то «обмерла» дочь. Гроб с ее телом стоит в церкви, и каждую ночь полумертвая девица требует себе на съедение человека. Дабы поберечь своих подданных, царь отправляет к «обмершей» дочери иноземцев. И уже среди иноземных купцов нехороший слух идет про эти ночные стояния в церкви. Во всяком случае, двое из них просят купеческого сына пойти ночью в церковь вместо них, а взамен предлагают какую угодно плату.
«Возьми с них по три корабля товару», – советует старый приказчик.
Идет с юношей в церковь, рисует на полу круг с крестом, ставит юношу в круг, дает ему в руки Псалтырь и велит стоять всю ночь, не отводя глаз от священной книги. Дальше следует сцена, известная всякому по повести Гоголя «Вий». Две ночи подряд девица встает из гроба, так и сяк тщится достать молящегося купеческого сына, но не может пересечь нарисованной на полу черты. По итогам этих двух ночей юноша получает шесть кораблей с товаром и все еще жив – первая сатанинская петля распутана.
В третью ночь, которую юноша должен провести в церкви не за других купцов, а за себя, старый приказчик советует ему не стоять в круге, а спрятаться за иконой святого Петра. Как только спускается ночь, ведьма встает из гроба, находит юношу, приближается к иконе, но икона вдруг говорит громогласно: «Изыди, Сатана». И нечистый дух оставляет девушку живой и невредимой. Вторая ловушка пройдена.
На радостях (а может, от греха подальше) царь отдает купеческому сыну свою дочь в жены. И в приданое дает еще шесть кораблей с дорогим товаром.
И вот купеческий сын плывет домой на том корабле, на котором приплыл, да еще и ведет за собою двенадцать кораблей чистой прибыли. Он стоит на палубе, обнимает молодую жену, да тут старый приказчик и говорит ему:
«Когда же будем барыши делить?»
«Да хоть сейчас, дедушка. Возьми себе шесть кораблей».
«А царевну как будем делить? – усмехается старик. – Она ведь тоже барыш, нажита с предприятия».
И юноша, надо сказать, несколько шокирован необходимостью делить царевну. Он просит: «Царевну оставь мне. Как ее поделишь? Возьми за нее какой хочешь выкуп».
Но старик настаивает: «Договаривались делить все пополам!»
Хватает саблю, разрубает царевну сверху донизу, и из разрубленного тела девушки ползут по палубе и падают в море разного рода змеи, мокрицы, пауки и гады. Оказывается, мало того что в царевне был бес. Но еще и сама по себе царевна была, хоть и миловидна, но греховна, мерзка изнутри. Теперь мерзости расползлись и потонули, а царевна чиста. Старик поливает тело девушки живой водой, половинки срастаются, девушка оживает и становится ангелом во плоти, тогда как минуту назад была третьей петлей сатанинской ловушки.
«Вот теперь живи, – говорит старик купеческому сыну. – И барышей мне твоих не надо. Веди все двенадцать кораблей, люби жену, раздавай милостыню, да не забывай молиться святому Петру».
И исчезает. А я, читая эту сказку, думаю: вот что было бы, если бы, разбогатев в начале 90-х, разбогатевшие отдали нищим все деньги, заработанные в первые три года?
Валерий Панюшкин