В одну дуду
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
На пленарном заседании и на парламентских слушаниях по вопросам налоговой политики звучали упреки в адрес представителей Правительства РФ: главный программный документ – «Основные направления налоговой политики» – принимается Правительством кулуарно и лишь затем выносится на «обсуждение»; правительственные чиновники делают громкие, но безответственные заявления о планах изменить налоговое законодательство, что приводит к обрушению котировок акций в целых отраслях промышленности; специалисты финансового ведомства ждут от Парламента лишь формального одобрения их инициатив и «обижаются», когда депутаты изменяют предложенные ведомством законопроекты.
Таким образом, в Госдуме решили вернуть себе утраченное «величие» и вновь стать «местом для дискуссий», в том числе по налоговой проблематике.
Но вряд ли правильно все упреки – хотя и справедливые – адресовать исключительно Минфину. «Перетягивание каната» Госдумой также может привести к негативным последствиям. Ведь нередко встречаются ситуации, когда неожиданные поправки возникают и тут же принимаются во втором чтении законопроекта, а затем налоговые специалисты недоумевают, как истолковать нечеткие, двусмысленные тексты законов. Минфин хотя бы стал публиковать на своем сайте предлагаемые новеллы, и в случае чего можно поднять шум вокруг неприемлемых положений. А сюрпризы от Госдумы выскакивают как черт из табакерки.
Возможности депутатов, особенно высокопоставленных, манипулировать информацией, влияющей на рыночные котировки, ничуть не меньше, чем у правительственных деятелей, а желание заработать лоббированием вытекает из старинного принципа «имею то, что сторожу».
Да и экспертная деятельность в Госдуме пока что не на высоте. Парламентские слушания больше похожи на формальные мероприятия с зачитыванием докладов и сообщений. Экспертные советы собираются от случая к случаю и часто используются не для проработки сложных вопросов, а для того, чтобы своим авторитетом добавить весомости уже подготовленной позиции, лоббируемой определенной группой депутатов.
Проявления популизма, непрофессионализма и коррупции можно встретить во всех парламентах мира. Исторически парламентаризм родился в борьбе за полномочия в сфере финансов, и его законодательные полномочия, которые сегодня рассматриваются как одна из основ демократического строя, были приобретены после того, как парламент получил полномочия в области финансов. Тем не менее в настоящее время в большинстве стран существуют определенные механизмы, сдерживающие излишнюю активность депутатов на налоговой ниве.
В российских условиях важно двигаться в направлении поиска механизмов взаимной слаженной работы Правительства и Госдумы, когда бы ни одна из сторон не доминировала и не подавляла другую. С этих позиций можно одобрить инициативу совместного ежегодного обсуждения проекта «Основных направлений налоговой политики». Важно только, чтобы после утверждения документа он стал бы сдерживающим фактором налогового нормотворчества как Правительства, так и самого Парламента.
С уважением,
С.Г. Пепеляев