Обзор новых нормативных правовых актов и других официальных документов
Россия и Белоруссия: прекращение действия договоров по вопросам косвенного налогообложения
Ратифицирован межправительственный Протокол России и Белоруссии о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения. К ним относятся Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Россия и Белоруссия входят в Таможенный союз. В его рамках порядок применения косвенных налогов во взаимной торговле регулируется положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Приняты протоколы о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров и о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг.
Федеральный закон от 03.05.2012 № 42-ФЗ «О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения»
Об изменении критериев отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков
К категории крупнейших налогоплательщиков федерального уровня отнесены организации в сфере оказания транспортных услуг, если суммарный объем начислений федеральных налогов за отчетный год превысит 300 млн руб. До внесения изменений в «Критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам...» этот показатель составил свыше 50 млн руб. Помимо этого, скорректированы критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне. Согласно внесенным поправкам теперь и некоммерческие организации могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков, если показатели их финансово-экономической деятельности будут соответствовать установленным критериям.
Приказ ФНС России от 24.04.2012 № ММВ-7-2/274@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@»
О продлении срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании
Основаниями для продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании и прилагаемых к нему документов могут быть обстоятельства, препятствующие вынесению решения о заключении такого соглашения в срок не более шести месяцев со дня получения заявления о заключении соглашения и прилагаемых к нему документов, если устранение названных препятствий возможно при продлении срока рассмотрения такого заявления и прилагаемых к нему документов до девяти месяцев. Формы необходимых документов – решений о заключении (об отказе от заключения) соглашения, о необходимости доработки проекта соглашения, о досрочном прекращении соглашения – приведены в приложениях к Приказу.
Приказ ФНС России от 26.03.2012 № ММВ-7-13/182@ «Об утверждении форм документов, используемых ФНС России при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения и прилагаемых к нему документов»
Арендаторы нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций не должны платить НДС
Налоговый кодекс РФ (в частности, пункт 3 статьи 161) установил особенности уплаты НДС при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. В этом случае налоговыми агентами по НДС являются арендаторы имущества и, соответственно, именно они должны исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет. При заключении договоров на размещение временных сооружений, рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов, находящихся во владении, пользовании и распоряжении муниципального образования, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость нет. Таким образом, налог обязаны уплачивать сами органы местного самоуправления.
Письмо Минфина России от 28.04.2012 № 03-07-11/126
Обеспечительные меры: установлены формы решений налоговых органов
После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции вправе принять обес-печительные меры (п. 10 ст. 101 НК РФ). Утверждены формы решений о принятии, отмене и замене обеспечительных мер, принимаемых налоговыми органами. Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа может быть установлен по итогам проведенной проверки. Цель – обеспечить исполнение принятого решения. То есть указанные меры принимаются, если есть угроза того, что без них исполнить решение будет затруднительно или невозможно. При назначении и отмене обеспечительных мер указываются основания для этого.
Приказ ФНС России от 30.03.2012 № ММВ-7-2/188@ «Об утверждении форм решений о принятии обеспечительных мер, об отмене и о замене обеспечительных мер»
О реализации положений принятого в США Закона о налогообложении иностранных счетов (FATCA)
Закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA), вступающий в силу с 1 января 2013 г., предусматривает внесение изменений в порядок налогообложения операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые орга-низации. Механизм применения FATCA требует от иностранных организаций заключить специальное соглашение со Служ-бой внутренних доходов (IRS) США о контроле за наличием счетов, открываемых налогоплательщиками США в иностранных финансовых организациях, и информировать о них IRS. Сейчас нет согласованного решения российских го-сударственных органов о присоединении РФ к совместному заявлению европейских государств и США об участии в FATCA. Минфин России достиг принципиальной договоренности с представителями IRS о проведении переговоров по реализации положений FATCA. ФНС России обсудила также с руководством IRS проблемы обмена налоговой информацией в рамках этого Закона. Как разъясняет Минфин России, обмен информацией с американской стороной в любом случае должен стро-иться на взаимной основе, причем не на основе специального межправительственного соглашения, а строго в рамках рос-сийско-американского договора об избежании двойного налогообложения.
Письмо Минфина России от 24.04.2012 № 03-08-07
Информация о выплате неучтенной заработной платы в «конвертах» может служить основанием для проведения выездной налоговой проверки
Соответствующее дополнение внесено в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), которая предусматривает новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Аналогичным поводом для проведения проверки может служить любая иная информация о неоформлении или оформлении трудовых отношений с работником с нарушением установленного порядка. Помимо этого, в частности, в новой редакции даны приложения к этому Приказу с расчетами налоговой нагрузки и рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности, применяемые для самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок.
Приказ ФНС России от 10.05.2012 №ММВ-7-2/297@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ „Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок“»
Разработаны новые формы документов, представляемых в налоговые органы в целях внесения сведений в ЕГРЮЛ, ЕГРИП
Приказом ФНС России утверждены, в частности, формы: заявлений о регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства; заявлений о внесении изменений в сведения, содержащиеся в соответствующем едином государственном реестре; уведомлений о начале процедуры реорганизации (о ликвидации) юридического лица и др. Документ содержит также требования к оформлению представляемых документов. Приказ вступит в силу с даты признания утратившим силу Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, которым утверждены формы документов, используемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»
Регламентирована процедура представления сведений из ЕГРН
В настоящее время порядок представления сведений из реестра регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110. С даты признания этого Постановления утратившим силу вступит в действие новый порядок, утвер-жденный ФНС России. В частности, новым Порядком предусматривается возможность направления запроса о представлении сведений как на бумажном носителе, так и в электронном виде по ТКС с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, официального сайта ФНС России при условии, что такой запрос заверен усилен-ной квалифицированной электронной подписью. Сведения об организации или физическом лице в полном объеме реко-мендовано представлять в соответствии с формами, предусмотренными в приложениях к Порядку. Срок представления сведений составляет не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.
Приказ ФНС России от 27.02.2012 № ММВ-7-6/111@ «Об утверждении Порядка представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков»