Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Билет

09, Мая 2012

Страшная нежить в русских сказках тем и отличается от приличных людей, что не платит налогов. Однако же, как выясняется, не платить налоги – это довольно слабая позиция. Нежити – мертвецов, чертей и лесных разбойников, заключивших договор с Сатаною, – принято бояться, но ровно до тех пор, пока не появится довольно распространенный в русских сказках персонаж – храбрый барин, принимающий на себя роль общественного налогового инспектора.

Этот самый храбрый барин ведет себя с нежитью как не принято – не боится. Например, ночует на кладбище прямо на надгробии той самой могилы, о которой известно, что по ночам оттуда встает мертвец, утаскивающий в ад всякого, кто попадется под руку.
Ночью могила разверзается, мертвец восстает, хватает храброго барина за горло… Но тут между мертвецом и храбрым барином происходит странный диалог.

– А есть ли у тебя билет? – спрашивает храбрый барин.
– Какой еще билет? – удивляется мертвец. – Я же смерть.
– Так, стало быть, нету билета, – констатирует храбрый барин.

И с этими словами принимается хлестать мертвеца плеткой, или забивает мертвецу в грудь осиновый кол, а то и вовсе берет мертвеца с собой, если мертвец способен пригодиться храброму барину для таких бытовых нужд, как, например, распугивание лесных разбойников.

Потому что живут же в лесу безжалостные разбойники. Все окрестные деревни боятся их как огня, а храбрый барин нарочно едет в их лесную избушку, вламывается в дверь и спрашивает с порога:

– Да есть ли у вас билет?
– Какой еще билет? – недоумевают разбойники. – Мы же разбойники! Тати лесные!

Но ввиду отсутствия билета храбрый барин уж хлещет их плеткой или натравливает на них прихваченного с кладбища мертвеца.
Вы спросите, что за билет такой? В русских сказках это что-то вроде нашего теперешнего ИНН – индивидуального номера налогоплательщика.

Потому что вот живут, например, в пруду черти. Безобразничают, как водится, утаскивают под воду детей или красных девушек. Так храбрый барин ловит чертей и спрашивает:

– А билет-то у вас есть?
–  Какой же билет? Мы же черти!
– Ах, так нет билета? Стало быть, живете безданно и беспошлинно? Так получите же по заслугам!

Еще в XIX веке билетом назывался почти любой документ. Возможен был билет, например, об окончании кадетского корпуса или билет о награждении орденом. Но в русской сказке билет – это, как правило, налоговый документ. Билет в русской сказке свидетельствует о регулярной уплате налогов и дает, как мы видим, храброму барину право и силу. Отсутствие билета, то есть уклонение от уплаты налогов, лишает права и силы мертвецов, разбойников и чертей.

Каков источник этой силы и этого права добросовестного налогоплательщика, нам не удалось вычитать из русских сказок. Зато мы неплохо понимаем структуру сказочных налогов.

В русских сказках налоги бывают двух видов – дань и пошлина. Помните, как храбрый барин пеняет чертям, что те живут безданно и беспошлинно?

Так вот: пошлина – это традиционные налоги. Так уж пошло (отсюда и слово пошлина), так уж повелось эти налоги платить. Сегодня мы отнесли бы к пошлине все законодательно установленные налоги – подоходный, НДС, налог на прибыль…

А вот дань в русских сказках – это новый налог, недавно установленный, установленный тем, кто имел силу этот налог установить.

То, что крестьянин из года в год вне зависимости от обстоятельств отдает четверть произведенной сельхозпродукции барину, – это пошлина.

А вот то, что надо раз в год отдавать налетевшему вдруг неведомо откуда Змею Горынычу самую красивую в деревне девушку, – это дань, временный налог, установленный силой.

Однажды прискачет богатырь, Змея Горыныча убьет, дань красивыми девушками будет отменена, но богатырь, разумеется, велит крестьянам платить ему, богатырю, другую какую-нибудь дань, вероятно, не столь кровавую, как требовал того Змей Горыныч.
Современные предприниматели очень хорошо эту сказочную систему налогообложения понимают. Со сказочных времен система налогообложения не слишком-то изменилась. Налоги, которые платит предприниматель официально, – это (в терминах русской сказки) пошлина. А вот деньги, которые дает предприниматель на проведение, например, селигерского слета движения «Наши», – это (в терминах русской сказки) дань. Если власть сменится, то основные, законодательно установленные налоги останутся более или менее теми же. Но дань придется платить уже не движению «Наши», а другому какому-нибудь провластному молодежному движению.

Так или иначе, билет, то есть свидетельство добросовестного налогоплательщика, дающий право и силу, получает лишь тот, кто платит и пошлину, и дань. И традиционные налоги, и то, чего требует захвативший в данный момент землю все равно кто – Змей, Кощей, колдун или богатырь.

Валерий Панюшкин