Трансфертное ценообразование: первый опыт
Практическая конференция «Трансфертное ценообразование»
27–28 марта 2012 г.,
г. Москва
Организатор:
Британская компания С5
Участники конференции – представители:
- ФНС России;
-крупнейших российских и международных холдингов нефтегазового, машиностроительного и других ключевых секторов российской экономики;
-ведущих юридических и консалтинговых компаний.
Конференция, посвященная актуальнейшей теме российского налогового права – новым правилам трансфертного ценообразования, собрала более ста делегатов.
Участники конференции поделились своими взглядами и первыми практическими наработками в сфере исполнения новых для российской действительности обязанностей налогоплательщика по учету сделок с взаимозависимыми лицами; по построению внутренней методологии документооборота, фиксирующего контролируемые сделки; по установлению и документированию процедур контроля над рыночным уровнем внутригрупповых цен. Большое внимание было уделено новому для российского налогового законодательства институту соглашений о трансфертном ценообразовании, который призван придать большую стабильность практике налогового контроля.
О работе налоговых органов в связи с вступлением в силу с 2012 г. новых правил рассказал начальник отдела методологии и информационного обеспечения ФНС России В. Голишевский. Отметив требование руководства страны усилить налоговый контроль над трансфертными ценами, докладчик обозначил три основных направления работы ФНС России.
1. Определение взаимозависимых лиц и выявление контролируемых сделок. Сотрудники территориальных органов ФНС России собирают информацию по поступающим сведениям о контролируемых сделках. Основные документы – это уведомления налогоплательщиков о контролируемых сделках и извещения налоговых органов. Докладчик напомнил, что, поскольку автоматизация бизнес-процессов – приоритетная задача ФНС России, была разработана и опубликована на сайте налоговой службы электронная версия уведомления1.
2. Налоговый контроль. Осуществляется центральным аппаратом ФНС России. В соответствии с международным опытом налоговый контроль осуществляется территориальными налоговыми органами, в России этот вид контроля передан центральному аппарату Службы в связи с необходимостью формирования единообразной и новой для России практики.
Срок налоговой проверки составляет 6 месяцев, что соответствует международной практике. Допустимо также ее продление до 12 месяцев, максимум – до 21 месяца. Разрабатывается также специальный автоматизированный ресурс контроля цен.
3. Заключение соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками и налоговыми органами. Принципиально важно, что такие соглашения при наличии оснований могут быть заключены и использоваться налогоплательщиками уже в 2012 г.
Как подчеркнул В. Голишевский, соглашение – это не «индульгенция», которая поможет налогоплательщику избежать доначислений. Это новая форма предварительного и текущего налогового контроля, которая позволяет налогоплательщикам снизить потенциальные риски доначислений налогов в будущем.
Предмет соглашения – это определение выбранной налогоплательщиком методики ценообразования. Налогоплательщик должен быть готов предоставить в распоряжение налогового органа достаточно обширный объем документов, обосновывающих его методы ценообразования. Иначе у налогового органа будут все основания вынести мотивированное решение о том, что предложенная налогоплательщиком методика не соответствует принципу, указанному в пункте 1 статьи 105.3 НК РФ (принципу «вытянутой руки»). По словам докладчика, пока отказ налогового органа можно обжаловать в суде.
ФНС России в первую очередь заинтересована в строгом исполнении закона, поэтому каждое заявление налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании будет рассмотрено по существу. Типовых форм соглашений нет и не может быть, каждое заключенное соглашение уникально. ФНС России в настоящее время рассматривает проекты соглашений с несколькими компаниями, но ни одно пока не заключено. Докладчик также подчеркнул, что ФНС России будет тщательно проверять соблюдение налогоплательщиками условий заключенных соглашений.
Письмо Минфина России от 14.03.2012 № 03-01-18/2-31
Сумма доходов по сделкам – это результат сложения сумм полученных доходов по сделкам, совершенным налогоплательщиком со всеми взаимозависимыми лицами за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 Кодекса. Исключение – сделки, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, сумма доходов по ним – это суммирование полученных доходов по таким сделкам, совершенным налогоплательщиком с одним лицом за календарный год.
Выступление представителя ФНС России вызвало бурную дискуссию.
Участники конференции задали уточняющие вопросы о применении новых правил в их хозяйственной деятельности: следует ли учитывать при расчете «порогового значения» дохода сделки с каждым взаимозависимым лицом по отдельности или со всеми взаимозависимыми лицами в совокупности («веерная сделка»), подлежат ли учету курсовые и / или суммовые разницы, а также доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ.
В рамках конференции представители юридической компании «Пепеляев Групп» провели мастер-класс «Как подготовиться к налоговому контролю за трансфертными ценами: от А до Я».
Ведущие мастер-класса – партнеры компании В. Акимова и С. Савсерис, ведущий юрист К. Литвинова и старший юрист И. Штукмастер – подробно рассмотрели особенно важные для налогоплательщиков вопросы.
- определение круга взаимозависимых лиц и контролируемых сделок;
- практические примеры и предложения по выбору методов расчета цен контролируемых сделок;
- работа с источниками информации о ценах;
- подготовка подтверждающих документов.
Тематика мастер-класса вызвала большой интерес среди его участников.