Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

В пользу бедных

10, Апреля 2012
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
 
Лозунги предвыборного периода добавить налогам социальной справедливости апеллируют в основном к ревности тех многочисленных налогоплательщиков (читай «избирателей»), которые чувствуют себя обойденными этой самой справедливостью. Эти заявления не затрагивали саму эту группу, но адресовались ей: «Порадуйтесь – богатые скоро заплачут!». Инициативы, касающиеся технически нереализуемого «покаянного налога за нечестную приватизацию» и рудиментарного налога на роскошь, отрыжки средних веков, – примеры этого ряда.

Главный порок такой «заботы» о широких слоях граждан в том, что от подобных нововведений малообеспеченные граждане не станут богаче. Для этого в налоговой сфере должны использоваться другие инструменты. Прогрессивность налогообложения сегодня должна достигаться за счет развития системы вычетов, уменьшающих налогооблагаемые доходы нуждающихся лиц.

Вычеты, которые предусмотрены законодательством сейчас – насмешка над нуждающимися. Главный из них – необлагаемый минимум доходов – называют финансово-правовым выражением права человека на жизнь. Облагать налогом можно только тот излишек, который превышает определенный минимум средств, необходимый налогоплательщику для того, чтобы оставаться человеком.

Право человека на труд – это возможность зарабатывать на жизнь самостоятельно, а не существовать за счет различных подачек. Правовое решение проблемы бедности не в том, чтобы собрать с богатых и с помощью чиновников перераспределить бедным, а в том, чтобы не отбирать у мало зарабатывающих граждан необходимое им и их семьям для мало-мальски достойного существования.

Вносились предложения увеличить порог для применения вычета1, но они всякий раз разбивались о позицию Минфина России: недопустимы новеллы, влекущие уменьшение доходов бюджета2. Поэтому-то политикам легче предлагать вместо необходимых, но затратных шагов различные суррогаты, как то налог на роскошь.

Вместо увеличения необлагаемого минимума произошла его полная отмена с 1 января 2012 г. (за исключением вычета для ограниченных категорий граждан). Параллельно увеличены вычеты для граждан, имеющих детей. Это правильный шаг – дети тоже нуждаются в средствах для существования. Но есть ли конституционные основания отнимать необлагаемый минимум у их родителей?

Этой рокировке льгот, не приводящей к существенному фактическому улучшению положения малообеспеченных семей, предшествовало президентское поручение подготовить меры по увеличению налоговых вычетов для всех семей с детьми, отменив при этом так называемые стандартные вычеты на том основании, что для абсолютного большинства граждан они приобрели уже просто символический характер3. Без объяснения, почему не следовало бы размер этого вычета повысить до реальных значений.

Совершенствования требуют и другие льготы, направленные на поддержание социального минимума потребления: вычеты на оплату обучения, медицинских услуг, на приобретение жилья. Речь идет не только о размерах этих льгот, но и об основаниях и порядке их представления, которые порой не отвечают и конституционным нормам4.

Гипертрофированное стремление Минфина России избежать лазеек и злоупотреблений приводит к тому, что льготы оказываются уложенными в прокрустово ложе излишних требований и несправедливых ограничений.

Высокооплачиваемые граждане не пользуются вычетом в виде необлагаемого минимума доходов

Правительством РФ установлен минимальный размер оплаты труда: с 01.06.2011 – 4 611 руб. Прожиточный минимум доходов в IV квартале 2011 г. в Москве для трудоспособных граждан – 10 246 руб. (Постановление Правительства Москвы от 20.03.2012 № 94-ПП). Но необлагаемый минимум доходов традиционно был ниже всех этих величин. 11 лет назад размер вычета был установлен в сумме 400 руб. и предоставлялся лицу до тех пор, пока его доход не превышал 20 000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ). В 2009 г. порог для вычета был увеличен до 40 000 руб.

При этом потери бюджета от увеличения необлагае- мого минимума хотя бы до уровня МРОТ оцениваются в 0,3% ВВП.


1 Например, ЗакС Санкт-Петербурга предлагало в 2008 г. увеличить порог для вычета до 100 тыс. руб. – См.: проект Федерального закона № 103624-5 «О внесении изменений в статью 218 Налогового кодекса Российской Федерации».

2 См. Заключение Правительства РФ от 23.07.2008 № 3291п-П12 на законопроект № 103624-5.

3 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010.

4 См.: постановления КС РФ от 13.03.2008 № 5-П и от 01.03.2012 № 6-П, Определение КС РФ от 23.09.2010 № 1251-О-О.