Живи и разоряй!
доктор педагогических наук
Молодежный театр расположен в живописном уголке на берегу Фонтанки – Измайловском саду. Помимо благоухающих клумб, расцветающих вокруг театра каждой
весной, здесь все двенадцать месяцев радует глаз соцветие талантливых артистов театра и кино: народный артист России В. Кухарешин, заслуженные артисты России Н. Суркова, З. Буряк, Е. Унтилова, Д. Юргенс, С. Барковский, А. Строев, М. Черняк и многие другие.
Молодежному театру свойственно лирическое мироощущение, которое он обретает, традиционно обращаясь к классике. В его репертуаре – яркая россыпь жанров: от романтических метаморфоз и комедии до трагифарса и драмы.
Французская комедия положений «Школа налогоплательщиков» заняла в этом ряду достойное место. Спектакль Михаила Черняка с «юридическими» консультациями С. Спивака звучит современно и непринужденно. Красивая любовная история Гастона и Жюльетты, в конечном счете разрушившая экономику целого государства, подается с легкой иронией и оптимизмом.
Многие почему-то говорят о деньгах с надрывом, а в Молодежном – задорно и шаловливо. Возьмем тему налогов. Наконец-то нам объяснили: государство существует на деньги глупых налогоплательщиков. Глу
пость, конечно, «дар Божий», но ее можно слегка обте-сать, пригладить. Для этого и существует Школа налого-плательщиков – точнее, неплательщиков.
И в Монако люди живут!
Школа, возглавляемая энергичным, нахальным Гастоном (Е. Славский), помогает, не отказывая себе в удовольст-виях, значительно меньше платить за них государству. Школа процветает – государство разоряется.
Интересно, что разорение государства никак не отра-жается на благополучии граждан – героев постановки. Отправленный в отставку министр финансов (С. Мухин) по-прежнему будет жить на вилле в Монако, пусть и с но-вой любовницей. Уволенный директор налогового депар-тамента Фромантель (М. Черняк), заняв место в Школе, станет получать в пять раз больше.
В самом деле, а так ли уж необходимо государство? Оно вас охраняет в быту? – Помилуйте, народ режут, грабят – государство не чешется! Армия вам нужна? – Так почти все потенциальные противники уже здесь! Бюджетников на-до содержать? Дармоедов-гуманитариев? – Книги никто не читает, если только в Интернете. Давно вы были в му-зее? Со школы не были? В театры часто ходите? Раз в два года? Было бы смешно говорить о бесплатной медицине или бесплатном ЖКХ... – Государство содержит аппарат и очень успешно... (К нам эта ситуация, разумеется, не име-ет никакого отношения – имеется в виду лишь Франция с ее специфической системой налогообложения.)
Почем честная улыбка?
Российским юристам пьеса тоже, очевидно, нравится. Юридическая компания «Пепеляев Групп» переиздала одноименную книгу в 2007 году и поддержала премьеру Молодежного театра.
С.Г. Пепеляев в буклете к спектаклю пишет: «Глубокие мысли и тонкий подтекст пьесы, точные авторские наблюдения и выводы будут полезны всем, кто интересуется вопросами налогообложения. Поразительно, когда человек искусства, литератор, оказывается столь сведущ в тонких налоговых хитросплетениях, в которых порой сложно ориентироваться даже искушенному специалисту… Всегда найдутся пути обойти закон, тем более несовершенный и абсурдный».
В героях пьесы нет ничего сверхчеловеческого. Уютные существа… со своими проблемами. Естественно, связанными с женщинами, – мужчине-то денег не нужно: заглотит бутерброд на ходу, купит машину… и доволен. Жюльетта (Ю. Шубарева) – милая, скромная молодая женщина с честной улыбкой. Ну, платье с большим декольте…
Нельзя же за это стрелять! А на поверку – истинный волкодав. Из-за ее потребностей и создали Школу неплательщиков, из-за нее разорилась, в конечном итоге, прекрасная Франция. Но этого ей мало. Подавай, видишьли, родную душу! Внимание вынь да положь! Наглядные выражения любви! Совсем разнуздалась! Надо реально смотреть на вещи! Муж Гастон и отец Эмиль Фромантель – просто святые! С ангельским терпением они всякий раз при сворачивании милашки «налево» возвращают ее в лоно семьи. Фромантель (М. Черняк) сочетает в себе деловитость и благодушие, чиновничью вредность и детскую обидчивость. А уж какой он тесть заботливый!
Хваткого современного коммерсанта Гастона сыграл актер из БДТ Е. Славский. На первый взгляд, Гастон – развязный шалопай, однако умеет внезапно принять единственно верное решение. Скорость его реакции великолепна, координация движений на высоте. Конечно, с женой не повезло, однако, если хочешь иметь под боком красотку, надо страдать. В театре, за что мы его и любим, домашние «курбеты» выглядят забавно, даже очень. В жизни, наверно, оснований для веселья меньше.
«Поэзия должна быть глуповата»
Среди соперников Гастона – основательно-назойливый миллионер Лашапелод (Е. Клубов), пронырливый не-везунчик Жиру (А. Андреев), но особенно приглянулся Пьер Сериньи (Д. Цыганков). Как настоящий поэт, он вокруг себя ничего не видит – эдакая физическая и мо-ральная близорукость: открыт до неприличия, порядо-чен до идиотизма. Окажись подобных типов побольше, и бюджетник покажется деловым человеком. А уж как государство-то обогатилось бы! Невольно возвращаюсь к теме разорения государ-ства. Несмотря на постоянно звучащее слово «кризис», государство в спектакле Молодежного разоряется весе-ло и элегантно. Во Франции ко всему относятся несерь-езно (таков менталитет), но и мы тоже не лыком шиты! Велика Россия и обильна. Сколько десятилетий разо-ряемся – и все никак!
***
У нас нет Эйфелевых башен, а в Париже Молодежного театра – целых девять (художник В. Фирер). Красиво живут, ничего не скажешь! Все для человека! Даже в де-ревне к каждому деревцу пришпилена полочка, чтобы раскладывать сумочки с чеками на 200 тыс. Вечное ле-то, белые костюмы… Словом, если у вас нет денег на юридическую кон-сультацию и в то же время накопилась большая уста-лость, идите в Молодежный, на Фонтанку! Задействуй-те обе половинки своего мозга: одна будет, как во сне, автоматически набираться ума-разума , другая – отды-хать, наслаждаться…