Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Вопрос отношений бизнеса и власти становится особенно актуальным

17, Марта 2012
Событие:
Ежегодная налоговая конференция «Фискальная нагрузка: повышение, пере¬распределение или снижение»
6 февраля 2012 г., г. Москва

В рамках юбилейной Недели российского бизнеса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)

Среди участников конференции:

- заместитель министра финансов России С.Д. Шаталов;
- заместитель руководителя ФНС России Д.В. Егоров;
- председатель Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам А.М. Макаров;
- заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике П.Н. Завальный;
- руководители компаний – членов РСПП.
 

Открывая конференцию, президент РСПП А.Н. Шохин заметил, что в преддверии президентских выборов «вопрос отношений бизнеса и власти становится особенно актуальным». По мнению бизнеса, за последнее время фискальная нагрузка выросла и произошло это из-за повышения страховых взносов в 2011 г. В федеральном бюджете на 2012 г. и плановый период 2013–2014 гг. запланировано повышение ставки взносов до 34%. Такая ситуация не способствует развитию бизнеса и новым инвестициям.

С.Д. Шаталов пояснил, что предусмотренное повышение страховых взносов с 2014 г. – это планируемый показатель исходя из действующего законодательства. На самом деле пока не ясно, какой будет налоговая система в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Но Минфин России не поддерживает повышения налоговой нагрузки.

Обсуждаются разные варианты изменения налоговой системы. Эксперты «Стратегии-2020» настаивают на увеличении расходов государства на социальные нужды (образование, медицина и т. п.) минимум на 4%, что может повлечь либо повышение налогов, либо сокращение других расходов (на оборону, государственное управление, трансферты ПФР) минимум на 2%.

Рост ставок косвенных налогов С.Д. Шаталов назвал возможной, но крайней мерой. Лучше перераспределить существу-ющую налоговую нагрузку, оценив, в частности, резервы сырьевого сектора. Хотя особых резервов нет – много старых вы-работанных месторождений, а для освоения новых компаниям нужны преференции. Государству придется определиться, повышать или нет пенсионный возраст, сокращать ли льготные категории пенсионеров, оценить, действительно ли повыше-ние зарплат медикам улучшит качество медицинских услуг.

ПО ДАННЫМ МИНФИНА РОССИИ
(из выступления С.Д. Шаталова)

До кризиса (2008 г.) налоговая нагрузка – около 36% ВВП, из них 8–9% приходилось на нефтегазовые доходы, по остальному бизнесу нагрузка была распределена неоднозначно.

В кризис налоговая нагрузка снизилась до 31–32% ВВП, при этом доля нефтегазовых доходов выросла.
 

А.М. Макаров охарактеризовал предложенные варианты развития событий как «выбор между плохим и ужасным». Требуются кардинальное упрощение и либерализация налогового законодательства, пересмотр действующих налоговых льгот, передача полномочий по введению региональных и местных льгот соответствующим уровням законодательной (представительной) власти. Страховые взносы, а по сути – налог, должны быть возвращены в Налоговый кодекс РФ, необходимо и обеспечение эффективности бюджетных расходов.

Новая стратегия должна исходить из создания условий для деятельности добросовестных налогоплательщиков, а не из рисков возможного недобросовестного поведения некоторых из них. Пока же подходы частей первой и второй НК РФ противоречат друг другу. «Ловить преступников при помощи Налогового кодекса бессмысленно. Все равно любую норму НК, которая предназначена для ловли какой-то схемы, Минфин инициирует исходя из информации от людей, которые к этому моменту успели придумать десять новых схем», – пояснил А.М. Макаров.

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ
(из выступления А.М. Макарова)

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам создается новый Экспертный совет, куда войдут представители бизнеса и науки. Он станет площадкой для публичного обсуждения налоговых и бюджетных законопроектов задолго до их поступления в Госдуму.
 

Обсуждая меры по снижению административной нагрузки на бизнес, Д.В. Егоров привел данные резкого сокращения выездных налоговых проверок с одновременным ростом их эффективности. Налоговые органы перешли к контролю, основанному на аналитике и оценке критериев рисков, хотя для такой работы пока недостаточно информации о деятельности компаний. Д.В. Егоров призвал бизнес раскрывать такую информацию добровольно, ведь там, где прозрачно, оснований для контроля нет, и административная нагрузка снижается.

Среди достижений ФНС России Д.В. Егоров назвал новые электронные сервисы «Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами», «Личный кабинет налогоплательщика» и уплата налогов он-лайн (то есть без привлечения административного ресурса).

ПО ДАННЫМ ФНС РОССИИ
(из выступления Д.В. Егорова)

Охват выездными налоговыми проверками составляет менее 1% в год. Если раньше проверялась каждая 10-я организация в год, то теперь 8 из 1 000.
В 2011 г. количество жалоб организаций сократилось на 10%, количество судебных споров – на 18%.
 

Обсуждая перспективы развития законодательства о  трансфертном ценообразовании и консолидированных группах плательщиков налога на прибыль, заместитель председателя Комитета РСПП по налоговой политике А.В. Тихоновский сообщил, что Минфином России совместно с РСПП готовятся поправки в Закон о трансфертном ценообразовании. В ближайшее время текст законопроекта будет размещен на сайте РСПП. По мере накопления практики применения закона о консолидированных группах возможны и его изменения.

На конференции также обсуждались перспективы изменения налоговой нагрузки в ряде отраслей. С предложениями выступили П.Н. Завальный, вице-президент, начальник Главного управления экономики и планирования ОАО «ЛУКОЙЛ» Г.С. Федотов и старший вице-президент по финансам и экономике ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“» Е.В. Азимина.

В завершение А.Н. Шохин предложил властям отложить налоговый маневр и в течение 2012 г. определить будущую модель пенсионной системы, систем социального страхования и здравоохранения, чтобы на их основе определить основные параметры налоговой системы. Сложность такой работы требует проведения полноценных консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

ПО ДАННЫМ РСПП

По опросам предпринимателей, налоговые органы сместились вниз с первого места в рейтинге препятствий для бизнеса. Вперед вырвались органы технического надзора и таможня.
 

Итоговые предложения РСПП сформулированы на XIX съезде РСПП  9 февраля 2012 г.