Жениться на консультанте
Как правило, консультанта этого зовут Василиса. Или никак не зовут, а просто именуют Мудрой Девой и женятся. Женятся же на ней безотлагательно, как только дева проявит свою недюжинную склонность к консалтингу.
В многочисленных сказках про Мудрую Деву дева эта (как правило, ей лет двенадцать) только и делает, что загадывает и разгадывает загадки. Не все загадки бывают экономического или фискального толка, но встречаются и такие. И на их примере мы можем видеть, насколько же русская сказка безоговорочно верит в силу консалтинга.
Вот, например, живет себе пастух и есть у него стадо баранов. И однажды проезжающий мимо царь (или боярин, или воевода, или просто богатый дядюшка пастуха) велит несчастному вести свой бизнес так.
Во-первых, самому кормиться исключительно со своей отары. Во-вторых, в конце года продать всех баранов, получить за них хорошую цену и отдать все деньги царю в виде подати. В-третьих, баранов при этом сохранить всех до единого, дабы и на следующий год продолжать их пасти и тем зарабатывать себе пропитание, а царю подать.
На первый взгляд приказание безумное, невыполнимое. Пораженный этаким экономическим абсурдом пастух садится на камешек подле своего стада и принимается горько плакать, ибо невозможно – ну, никак невозможно одновременно питаться баранами, продать баранов и сохранить баранов всех до единого. Бедняга безутешно плачет, а мимо как раз идет идеальный налоговый консультант – Мудрая Дева.
«О чем ты плачешь, мил человек?» – спрашивает девочка.
«Да вот!..» – разводит пастух руками и поверяет налоговому консультанту свое горе.
«Это горе – не беда!» – отвечает Мудрая Дева и после этих слов являет-таки пастуху чудо налогового консалтинга.
Дева рассуждает так. Во-первых, баранов покупают в основном ради шерсти. Так что если по итогам года шерсть с баранов состричь, промыть, прочесать и упаковать в тюки, так пожалуй и продать эту шерсть можно приблизительно за те же деньги, за которые ушли бы на рынке и сами бараны. Таким образом можно и мзду за баранов получить, и баранов сохранить в целости.
Во-вторых, можно и кормиться с баранов, не забивая их. Можно ведь, говорит Мудрая Дева, весь год холостить баранов по одному и питаться бараньими тестикулами. От этого и шерсть у баранов будет лучше, и пасти их спокойнее, и каждый день на столе будет столь непривычное для крестьянского быта мясо.
Послушавшись консультанта, пастух по итогам года предстает перед царем сытый и довольный, все с тем же стадом баранов, но еще и с деньгами, вырученными от продажи бараньей шерсти.
И что же царь? Разумеется, в советах Мудрой Девы есть некоторое лукавство. Разумеется, и бараны-то у мужика не совсем целы, и продана-то только шерсть. Разумеется, повеление царя выполнено лишь приблизительно.
Но, разобравшись в пастушьей бизнес-модели, царь приходит в восторг. Союз пастуха и Мудрой Девы, союз предпринимателя и бизнес-консультанта представляется царю таким многообещающим, что самодержец немедленно и лично отправляется Мудрую Деву за пастуха сватать.
По замыслу царя, если пастух и Мудрая Дева будут жить вместе, то каждый год пастух будет платить царю подать в размере всего своего достояния и будет при этом сыт, и капитализация его бизнеса ничуть не уменьшится. Это, как бы мы сейчас сказали, идеальный бизнес, да к тому же и совершенно социально ответственный.
В осуществляемом царем сватовстве есть и еще один мотив, важный для русской сказки. Пастух и Мудрая Дева, мало того что будут платить царю ежегодно стопроцентную подать, мало того что будут сыты и счастливы, так будут еще и каждый год плодить для царя новых пастухов и новых мудрых дев. Сколько у них будет детей? Предположим, десятеро. И, стало быть, появится десять крепких и социально ответственных сельхозпредприятий, для которых горе не беда платить ежегодно хоть бы и стопроцентный налог.
В этой бизнес-схеме есть, разумеется, некоторое лукавство. Но прибыль-то очевидна – и царь милостиво закрывает глаза на не совсем точное исполнение его приказаний.
Валерий Панюшкин