Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Расчетный метод определения налоговых обязательств: проблемы правоприменения

04, Ноября 2011
М.В. Юзвак,
юрист «Пепеляев Групп»
 
Практика показывает неэффективное использование расчетного метода определения налоговых обязательств, в основе которого лежит аналогия. Правоприменители допускают множество ошибок – автор статьи анализирует их причины и предлагает способы устранения

Аналогия – основа расчетного метода

Аналогия в правовой сфере – способ преодоления пробелов в правовом регулировании1. Вместе с тем аналогия может выступать и средством законодательной техники.

В части первой Налогового кодекса РФ термин «аналогия» и производные от него используются часто. Однако в целом они выполняют две функции:

  • механизма отсылки2;
  • средства формулирования определенного правила3.

При этом если в первом из названных вариантов использования аналогии проблем с применением норм практически не возникает4, то во втором случае появляются вопросы трактовки термина «аналогия».

Использование аналогии при определении налоговых обязательств расчетным путем направлено на получение в достаточной мере обоснованного объективного результата. Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ содержатся дополнительные гарантии прав налогоплательщика, которые обеспечивают баланс публичных и частных интересов5.
Конституционный Суд РФ отмечает, что выбранная модель расчетного метода обеспечивает соблюдение принципов всеобщности и справедливости налогообложения, юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового бремени6.

Предполагается, что экономические результаты аналогичных налогоплательщиков схожи.

Д.М. Щекин высказывает мнение, что прием определения суммы налога по аналогии основан на правовой презумпции, поскольку вероятностное суждение о сумме налогов налогоплательщика, определенное по аналогии, порождает юридические последствия в виде обязанности заплатить налоги. При этом данная презумпция может быть опровергнута предоставлением документов, обосновывающих иной размер налогов7.

Понимание аналогичности налогоплательщиков

Сложность заключается в том, что законодатель не определил, на основе каких показателей необходимо устанавливать аналогичность налогоплательщиков. Ведь критерии аналогичности сравниваемых налогоплательщиков отличаются в зависимости от того, сумма какого налога подлежит расчету.

Судебная практика исходит из того, что при применении расчетного метода должно использоваться максимальное количество критериев, на основе которых сопоставляются налогоплательщики.

Так, в одном из постановлений ФАС Северо-Западного округа указал на неправильное применение налоговым органом положений подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, поскольку аналогичный налогоплательщик выбирался лишь по одному критерию – среднесписочной численности работников8.

ФАС Восточно-Сибирского округа отметил, что при определении аналогичных налогоплательщиков налоговой инспекцией был учтен только вид их деятельности – оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, и оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом, а также период деятельности, но не были учтены осуществление иных видов деятельности и иные экономические показатели, характеризующие бизнес каждого из предпринимателей и влияющие на размер доходов и расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Это стало основанием для признания доначисленных сумм необоснованными9.

ФАС Центрального округа решил, что такие критерии, как вид деятельности, численность работников, регистрация в качестве налогоплательщиков в одном городе, не позволяют говорить, что выбран аналогичный налогоплательщик. По мнению суда, аналог лица должен быть максимально приближен к налогоплательщику, что требует учета количественных и качественных условий деятельности10.

ФАС Волго-Вятского округа констатировал ошибочное применение налоговым органом расчетного метода, поскольку при выборе аналогичных предприятий по критерию вида деятельности налоговики не установили, что этот вид деятель-ности является, как и у проверяемого налогоплательщика, для них единственным11.

ПРЕЗУМПЦИЯ И АНАЛОГИЯ

Презумпция и аналогия имеют сходные черты, в частности – вероятностный характер суждений, но являются самостоятельными способами формулирования правовых норм.

Презумпция – это само суждение, которое не требует доказательств его истинности, оно может быть только опровергнуто.

Аналогия – это доказательственный способ выработки суждения, требующий определенных доказательств. Иначе говоря, суждение о размере налога является доказанным особым образом, через доказательства сходства аналогичных налогоплательщиков.
 

Неучет особенностей деятельности налогоплательщиков также ведет к неправильному применению расчетного метода. Необходимо принимать во внимание особенности клиентской базы и маркетинговую политику налогоплательщика. Напри-мер, налоговый орган не учел, что налогоплательщик оказывал стоматологическую помощь инвалидам ВОВ и приравненным к ним гражданам с оплатой 50% стоимости, а в отдельных случаях оказывал бесплатную стоматологическую помощь пожилым гражданам с минимальным размером пенсии. Проигнорировав эту особенность, фискальный орган неправильно применил расчетный метод12.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа, проверив правильность начисления единого социального налога, суд указал, что не были учтены следующие критерии: режим работы (основные работники, совместители), потери рабочего времени при нетрудоспособности, возраст работника, образование, специальность, должность, общий стаж, стаж на предприятии, форма оплаты труда, специализация предприятия и др.13.

При выборе критериев необходимо учитывать временной фактор. Иными словами, критерии должны быть сопоставимы в один временной промежуток. Это требование, в свою очередь, не позволяет рассчитывать налоговые обязательства одного периода на основе данных по другим периодам14.

Что касается сопоставимости выбранных критериев, то их абсолютного сходства не требуется. Это также следует из позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, который указывает, что на основе расчетного метода нельзя точно определить сумму налогов, которая подлежала уплате в рассматриваемый период. Размер налогов, определенный с помощью расчетного метода, имеет вероятностный характер15.

Однако степень их схожести должна быть достаточно высокой. Нельзя признать аналогичными предприятия, показатели которых отличаются в несколько раз16.

Кроме того, в одном из постановлений ФАС Западно-Сибирского округа указал, что результаты расчетного метода не могут быть признаны обоснованными, если налоговый орган ограничился только одним аналогичным налогоплательщиком для определения налоговых обязательств. Необходимо сопоставление с более широким кругом предприятий17.

Таким образом, даже при наличии законных оснований для применения расчетного метода во многих случаях произведенные на его основе доначисления признаются незаконными по причине отсутствия законодательного определения термина «аналогичный налогоплательщик».

Критерии аналогичности

В статье 31 НК РФ не дается определения «аналогичный налогоплательщик», из чего следует, что это понятие является оценочным. Иными словами, его содержание и смысл отданы на усмотрение правоприменителя. Ю.В. Старых объясняет такой подход законодателя тем, что при применении расчетного метода важное значение имеют индивидуальные особенности казуса и что подпункт 7 статьи 31 НК РФ является ситуационной нормой, так как ее действие зависит от конкретной ситуации18.

В целом соглашаясь с такой оценкой данной нормы, полагаем, что наличие в Налоговом кодексе РФ определения «анало-гичный налогоплательщик» позволило бы исключить многие ошибки, которые наблюдаются в правоприменительной прак-тике в настоящее время.

При определении этого понятия возможно использование нескольких подходов.

Первый заключается в перечислении минимально достаточных критериев, по которым можно судить, что выбран аналогичный налогоплательщик. Это так называемый реальный способ определения понятия, когда перечисляются существенные признаки определяемого предмета.

Качественные и количественные показатели аналогичности налогоплательщиков должны быть зафиксированы в законе, а специфические определяются правоприменителем с учетом конкретных обстоятельств дела. Именно такой подход был использован в совместных разъяснениях Госналогслужбы России, Минфина России, Банка России19.

При этом перечень критериев аналогичности налогоплательщиков обоснованно являлся открытым. Определяя признаки аналогичности, законодателю также важно сделать оговорку о необходимости учета и других факторов, оказывающих существенное влияние на формирование налоговой базы. Это позволит учесть индивидуальные особенности налогоплательщика.

О важности учета таких факторов говорит и судебная практика. Так, ФАС Уральского округа указал, что выбор аналогичных налогоплательщиков при исчислении налога расчетным путем осуществляется на основании конкретного вида дея-тельности, размера выручки, численности персонала и других существенных факторов финансово-хозяйственной деятельно-сти предприятия, влияющих на формирование налогооблагаемой базы20.

КРИТЕРИИ АНАЛОГИЧНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Критерии, по которым можно судить об аналогичности налогоплательщиков, делятся на три группы:

- качественные – сфера деятельности налогоплательщика, вид реализуемых товаров (работ, услуг) и др.;
- количественные – связанные как с производственным процессом (количество работников, производственного оборудования и др.), так и с финансовыми показателями (например, размер выручки);
- специфические – данные, которые формируются под влиянием особых факторов, имеющих важное значение в деятельности налогоплательщиков.

Следовательно, выбор аналогичных налогоплательщиков осуществляется на основании отраслевой принадлежности, конкретного вида деятельности, размера выручки, численности производственного персонала и т. п.
 

Другой – так называемый «номинальный» – способ заключается в определении самого термина, который обозначает предмет.
Следуя данному подходу, можно дать следующее определение аналогичному налогоплательщику: аналогичный налогоплательщик – это лицо, результаты экономической деятельности которого сопоставимы с результатами экономической деятельности проверяемого налогоплательщика в силу схожести условий деятельности.

Наконец, можно интегрировать два определения в следующее: аналогичный налогоплательщик – это лицо, результаты экономической деятельности которого сопоставимы с результатами экономической деятельности проверяемого налогоплательщика в силу схожести условий деятельности (вид деятельности, численность персонала и др.).

Результат расчетного метода

Остается дискуссионным вопрос, что должно быть результатом расчета по аналогии.

Если следовать буквальному прочтению подпункта 7 статьи 31 НК РФ, то в результате расчетного метода устанавливается сумма налога, подлежащая уплате. Иными словами, определив подобие налогоплательщиков по конкретным признакам, налоговый орган может устанавливать подобие и по налоговым обязательствам данных налогоплательщиков.

Такой подход законодателя специалистами подвергается критике.

Так, Д.М. Щекин считает, что на основе расчетного метода по аналогии должна устанавливаться налоговая база, а не сумма налогов. Это позволит учесть льготы, вычеты и скидки, на которые может рассчитывать проверяемый налогоплательщик21.

Такой же позиции придерживается К.А. Непесов, говоря о целесообразности заменить право определять суммы налогов по аналогии на право рассчитывать в таком порядке величину налоговой базы22.

С данной позицией следует согласиться, но лишь отчасти. Действительно, размер налоговой базы – это результат экономической деятельности, и именно этот показатель должен браться по аналогии. Вместе с тем сумма налога у налогоплательщиков с сопоставимыми налоговыми базами может различаться вследствие особенностей, не носящих экономического характера.

Однако законодатель специально указал, что сумма налога определяется на основе имеющейся информации о налогоплательщике и аналогичных налогоплательщиках. То есть при определении налога налоговые органы должны учитывать индивидуальные особенности налогоплательщика. В этой связи подменять определение расчетным путем налога на определение расчетным путем налоговой базы не стоит.

Пробел в правовом регулировании

Важно отметить, что в настоящее время в статье 31 НК РФ есть существенный пробел в регулировании расчетного метода. Законодатель не определил, что делать налоговым органам в случае отсутствия аналогичных налогоплательщиков.

Довод об отсутствии аналогичных налогоплательщиков встречается довольно часто в спорах по применению подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Суды указывают, что, заявляя такой довод, налоговый орган должен представить доказательства отсутствия аналогичных налогоплательщиков. При этом отмечается, что Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по поиску аналогичных налогоплательщиков исключительно на территории субъекта, где располагается проверяемое лицо.

Например, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил довод об отсутствии аналогичных налогоплательщиков в той же сфере деятельности, что и у проверяемого лица (гирудотерапия), поскольку налоговый орган не представил ни одного доказательства отсутствия аналогичных налогоплательщиков, как и того, что указанная деятельность носила узкоспециальный характер23.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа отмечается, что доводы Инспекции об отсутствии аналогичных налогоплательщиков на территории Калининградской области правомерно отклонены судами, поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит условия о необходимости поиска аналогичного налогоплательщика только в пределах одного субъекта РФ. Налоговым органом не представлено доказательств направления запросов об аналогичных налогоплательщиках в налоговые органы ближайших субъектов Российской Федерации24.

КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
(ст. 225 Налогового кодекса Республики Молдова от 24 апреля 1997 г.)

К косвенным методам и источникам оценки налогового обязательства относятся:

- вид и характер деятельности налогоплательщика;
- размер капитала;
- объем доходов от продаж;
- количество наемных работников;
- качественный и количественный состав клиентуры;
- различия в количественных и качественных характеристиках сырья и материалов;
- анализ изменения чистой стоимости собственности;
- стоимость найма недвижимого имущества;
- оборот денежных средств и их остаток на банковских счетах;
- сопоставление расходов налогоплательщика с его доходами;
- доход других лиц, действующих в тех же или в сходных условиях;
- собственность налогоплательщика (жилье, автомобиль и т. п.) и ее показатели;
- сведения о налогоплательщике и совершенных им сделках и операциях, полученные из других источников;
- другие объекты, процессы и явления, сведения и данные, свидетельствующие о налоговом обязательстве налогоплательщика.
 

Другой подход в правоприменительной практике заключается в том, что, даже если представлены доказательства об отсутствии аналогичных налогоплательщиков, для расчета налоговый орган должен использовать информацию о проверяемом лице.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа отмечается, что подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ не исключает определения суммы налога расчетным путем на основании имеющейся у инспекции информации о налогоплательщике без учета данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Суды обоснованно учли, что налоговый орган не смог установить аналогичного налогоплательщика и произвел расчет налогов, не противоречащий главам 21 и 25 НК РФ, на основании выписок банка о поступлении и списании со счета заявителя денежных сумм в спорном периоде25.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда был отклонен довод о том, что налоговый орган не мог применить расчетный метод вследствие отсутствия аналогичных налогоплательщиков. Суд указал, что исчисление налогов расчетным путем производится в первую очередь на основании всей информации о данном налогоплательщике и лишь во вторую очередь по аналогии – на основании данных об иных налогоплательщиках. Налоговый орган в нарушение указанной нормы не использовал при проведении выездной налоговой проверки всего объема имеющихся у него документов и информации о налогоплательщике26.

Вместе с тем имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике в некоторых случаях может быть недостаточно для расчета налоговых обязательств. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения от уплаты налога.
Одновременно с этим налогоплательщик должен понимать, как будет рассчитываться сумма, подлежащая уплате в бюджет в случае отсутствия аналогичных налогоплательщиков и соответствующей информации о налогоплательщике. Этот вопрос не может быть отдан на усмотрение налогового органа.

В этой связи законодателю необходимо установить иные способы определения суммы налоговых обязательств при отсутствии должного учета экономической деятельности.

M.V. Yuzvak
Computation Method for Determining Tax Liabilities: Issues Associated with its Legal Application
Practice shows that the computation method for determining tax liabilities based on comparability is used inefficiently: administrative and judicial authorities make a large number of errors. The author of this article analyses the reasons for these errors and suggests how they can be eliminated.


1 См.: Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. – М., 1974. С. 130–157.
2 См.: п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 58, п. 4 ст. 60, п. 10 ст. 68, п. 2 ст. 112, ст. 136, п. 1 ст. 138 НК РФ.
3 См.: подп. 7 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 91 НК РФ.
4 Исключение составляет п. 2 ст. 112 НК РФ.
5 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 № 668/04.
6 См.: Определение КС РФ от 05.07.2005 № 301-О «По жалобе гражданина Кукушина Николая Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации».
7 См.: Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве : учеб. пособие / под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Академический правовой университет, 2002. С. 224–225.
8 См.: Постановление ФАС СЗО от 24.12.2002 по делу № А05-5351/02-314/14.
9 См.: Постановление ФАС ВСО от 11.03.2009 № А33-3185/08-Ф02-867/09 (Определением ВАС РФ от 16.07.2009 № ВАС-8514/09 отказано в передаче данного дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора).
10 См.: Постановление ФАС ЦО от 24.08.2009 № А62‑945/2009.
11 См.: Постановление ФАС ВВО от 05.11.2004 № А28‑4763/2004-240/23.
12 См.: Постановление ФАС ПО от 08.09.2007 по делу № А49‑7268/06-2А/11.
13 См.: Постановление ФАС ЗСО от 14.07.2008 № Ф04-4195/2008 (7807-А45-41).
14 См.: постановления ФАС ПО от 28.03.2007 по делу № А65-2933/06-СА1-42, ФАС ВСО от 29.11.2005 № А74-4810/04-Ф02-5929/05-С1.
15 См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10.
16 См.: постановления ФАС ВСО от 29.11.2005 № А74-4810/04-Ф02-5929/05-С1, Десятого ААС от 18.05.2005 по делу № 10АП-917/05-АК.
17 См.: Постановление ФАС ЗСО от 27.08.2003 по делу № Ф04/4234-1428/А45-2003.
18 См.: Старых Ю.В. Усмотрение в налоговом правоприменении / под ред. М.В. Карасевой // СПС «КонсультантПлюс».
19 См.: Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (утв. Госналогслужбой России 13.08.1994 № ВГ-4-13/94н, Минфином России 13.08.1994 № 104, Банком России 16.08.1994 № 104). Фактически утратил силу, поскольку с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2003 № 840 утратил силу Указ Президента РФ от 23.05.1994 № 1006. Вместе с тем судебная практика продолжает использовать данный документ при проверке правильности применения расчетного метода. – См., например: постановления ФАС СКО от 18.10.2010 по делу № А32-43596/2009-46/716, от 26.06.2008 № Ф08 - 3441 / 2008; ФАС ВСО от 27.11.2007 № А33-3501/07-Ф02-8749/07; Девятого ААС от 21.09.2010 № 09АП-21140/2010-АК и др.
20 См.: Постановление ФАС УО от 12.05.2010 № Ф09‑3210/10-С2.
21 См.: Щекин Д.М. Указ. соч. С. 227.
22 См.: Непесов К.А. Налоговые аспекты трансфертного ценообразования: сравнительный анализ опыта России и зарубежных стран // СПС «КонсультантПлюс».
23 См.: Постановление Тринадцатого ААС от 10.07.2007 по делу № А56-29568/2006 (Постановлением ФАС СЗО от 10.10.2007 № А56-29568/2006 оставлено без изменения).
24 См.: Постановление ФАС СЗО от 24.08.2009 по делу № А21-6743/2008, а также постановления Двенадцатого ААС от 14.03.2011 по делу № А12-18439/2010; Тринадцатого ААС от 19.04.2011 по делу № А56-52304/2010, от 23.09.2009 по делу № А42-2486/2009 (Постановлением ФАС СЗО от 15.12.2009 № А42-2486/2009 оставлено без изменения) и др.

25 См.: Постановление ФАС МО от 18.08.2009 № КА-А40/7704-09 (Определением ВАС РФ от 26.11.2009 № ВАС-14878/09 отказано в передаче в Президиум для пересмотра в порядке надзора).
26 См.: Постановление Двенадцатого ААС от 17.05.2010 по делу № А12-1898/2010.
 
Ключевые слова: «налоговая обязанность» – «расчетный метод» – «пробел» – «аналогия» – «презумпция равенства налогоплательщиков