Осужденные за налоговые преступления: кто они?
член Палаты налоговых консультантов,
канд. юрид. наук, доцент, докторант Академии ФСИН России
В деле обеспечения конституционно гарантированной свободы экономической деятельности свое место занимает уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за налоговые преступления. «Глубина и сложность проблем в этой области требуют кардинального преобразования уголовного законодательства, которое не может быть сведено к фрагментарным новациям и требует комплексного подхода – пересмотра многих положений как Особенной, так и Общей части Уголовного кодекса»1 с тем, чтобы обеспечить концептуально новый подход к правовому регулированию налогообложения в стране.
В результате изменений, внесенных в уголовное законодательство, лицо, впервые совершившее отдельные налоговые пре-ступления, освобождается от ответственности, если полностью уплатит суммы недоимки, пеней и штрафа (ст. 198–199 УК РФ). Это позволяет сделать вывод, что при решении вопросов совершенствования уголовного законодательства приоритетное значение отводится личностным особенностям лиц, совершивших налоговые преступления. Именно характер поведения после совершения ими преступления лежит в основе освобождения их от уголовной ответственности.
Оценка состояния и динамики преступности, прогноз ее тенденций должны основываться в том числе на обобщенных данных о личности преступников (пол, семейное положение, культурно-образовательный уровень, ведущие социально-ролевые свойства и т. п.).
Исследование личности налогового преступника, выявление его особенных признаков, безусловно, даст возможность систематизировать действующие меры борьбы с налоговыми преступлениями, повысить их эффективность и выработать новые средства предупреждения и профилактики таких преступлений.
С помощью специальной анкеты автором было опрошено 85% лиц, осужденных за налоговые преступления и отбывающих наказание в виде лишения свободы, с целью определения их характеристик.
Говорящая статистика
Личностная характеристика. Статистический анализ отдельных параметров личностных характеристик преступников, которые не воспользовались возможностями, предоставляемыми УК РФ (уплатить суммы недоимки, пеней и штрафа и быть освобожденными от уголовной ответственности), и были приговорены к лишению свободы, говорит о следующем.
Пол: cреди лиц, совершивших налоговые преступления, преобладают мужчины – 71,7%.
Возраст: лица, совершившие налоговые преступления, по сравнению с преступниками, совершившими другие виды преступлений, – более старшего возраста.В среднем в исследуемой категории преступников удельный вес лиц в возрасте 30 лет и более – 86,5% (в контрольной группе – 27,9%).
Если средний возраст лиц, впервые совершивших иные преступления и отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима (контрольная группа), составляет 27 лет, то в группе лиц, совершивших налоговые преступления, этот показатель равен 41 году.
СРЕДНИЙ СРОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
(динамика)
2006 г. – 1,4 г.;
2007 г. – 1,8 г.;
2008 г. – 2 г.;
2009 г. – 2,2 г.;
2010 г. – 1,4 г.
Образование: лица, совершающие налоговые преступления, отличаются высоким уровнем образования. Доля осужденных, имеющих среднее специальное и высшее образование, составляет 83,4% (средний балл – 12,32).
Род занятий до осуждения: среди осужденных за налоговые преступления большинство – служащие коммерческих или иных организаций и индивидуальные предприниматели (74,3%).
Семейное положение: в отличие от осужденных, совершивших другие преступления, среди осужденных за налоговые преступления высока доля лиц, состоявших на момент совершения преступления в браке (соответственно 29,5% и 53,4%).
Характеристика по составу преступления. Из числа осужденных за налоговые преступления 12,5% – лица, совершившие деяния, предусмотренные статьей 198 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с физического лица») и 87,5% – лица, совершившие деяния, предусмотренные статьей 199 УК РФ («Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организаций»).
По статье 198 УК РФ:
- 33,3% осуждены по части 1 – за уклонение от уплаты налогов и / или сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или также документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере;
- 66,7% – по части 2 (совершение деяния, предусмотренного ч. 1, в особо крупном размере).
- По статье 199 УК РФ:
- 12,5% осуждены по части 1 – за уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере;
- 87,5% – за то же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору (25%);
б) в особо крупном размере (75%).
При этом абсолютное большинство налоговых преступлений совершается не в соучастии, а в одиночку – 82,8%.
Характеристика по виду наказания. Нужно заметить, что количество лиц, осужденных за налоговые преступления, до 2009 г. имело тенденцию к увеличению: с 2005 по 2009 г. – в 1,6 раза. Ситуация изменилась в 2010 г. Количество таких лиц в указанном году уменьшилось по сравнению с 2005 г. в 1,6 раза, с 2009 г. – в 2,6 раза. Это объясняется изменениями уголовного законодательства, происшедшими в 2009 г.3, в частности поправками в статьи УК РФ, по которым осуждалось большинство нарушающих закон налогоплательщиков (ст. 198, 199).
Основная масса осужденных за налоговые преступления (81,5%) имеют одну судимость (две судимости – 11,1%).
Детальный анализ наказания в виде лишения свободы позволяет сделать заключение, что при всей его мягкости (по срокам лишения свободы) оно до 2009 г. имело тенденцию к ужесточению.
Основная доля наказаний приходится на краткие сроки лишения свободы (до 3-х лет): 2005 г. – 86,4%; 2006 г. – 94,1%; 2007 г. – 86,9%; 2008 г. – 88,2%; 2009 г. – 79,8%; 2010 г. – 92,5% .
Это объясняется тем, что по трем из четырех статей УК РФ, предусматривающих наказания за налоговые преступления (ст. 198, 199, 1991, 1992 УК РФ) в виде лишения свободы, срок его установлен до 3-х лет. Только статьи 1991, 1992 УК РФ (соответственно за «неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в особо крупном размере» и за «сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и / или сборов») предусматривают срок лишения свободы до 5 лет.
Большинство налоговых преступников осуждаются условно. При этом наблюдается сокращение этого вида наказания: с 2005 по 2009 г. – в 1,3 раза. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. этот показатель уменьшился в 2,7 раза.
Значительное место среди видов наказаний приходится на штрафы. Доля лиц, которым присуждены штрафы (вместо других видов наказания), ежегодно увеличивается: с 2005 г. по 2010 г. – в 1,7 раза.
Заключение
Проведенное исследование позволило обобщенно представить сделанные выводы в виде таблицы, классифицировав признаки налоговых преступников по нескольким категориям.
ТАБЛИЦА
Признаки налоговых преступников
Категории признаков | Признаки |
социально-демографические |
– мужской пол; |
уголовно-правовые | – совершение преступления по ст. 199 УК РФ, в большинстве случаев в особо крупном размере (ч. 2), без соучастия; – из числа других преступлений, совершаемых одновременно с налоговым, наиболее часто встречается мошенничество; – основной вид наказания – штраф; – из числа иных мер наказания – лишение свободы условно; – срок лишения свободы – до трех лет; – осужден впервые |
уголовно-исполнительные | – положительное поведение и соблюдение порядка и условий отбывания наказания; – отсутствие дисциплинарных взысканий |
психологические | – превалирование общественно-политических и научных интересов; – глубокие профессиональные, художественно-практические и интеллектуальные навыки и привычки; – альтернативный стереотип поведения; – холерический и сангвинический типы темперамента |
Выявленные характеристики личности налогового преступника в полной мере объясняют тенденцию к либерализации уголовной ответственности за экономические преступления в целом и налоговые в частности. Их сопоставление с личностными особенностями других категорий преступников (насильственных, корыстно-насильственных и др.) позволяют заключить, что по своим характеристикам лица, совершающие налоговые преступления, по степени криминализации имеют существенные отличия позитивного характера.
Так, количество таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов и / или сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и с организации (ст. 199 УК РФ), в 2010 г. по сравнению с 2009 г. значительно сократилось и составило соответственно 1679 (в 2009 г. – 6358) и 3318 (в 2009 г. – 16 507)4. Почти полностью исключен рецидив.
Указанная тенденция характеризует сегодня не только налоговую преступность, но и другие налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена административным законодательством. Так, например, за нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ) к ответственности в 2010 г. было привлечено 7,6 тыс. лиц (по сравнению с 2009 г. меньше в 1,4 раза)5.
Приведенные цифры говорят о правильности выбранного пути и необходимости дальнейшего сокращения уголовно-репрессивных норм, активизации административно-правовых и иных мер в сфере противодействия налоговым преступле-ниям и правонарушениям.
Комментарии
М.Г. Кошкин,
руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»
Безусловно, либерализация уголовной ответственности за экономические преступления, в том числе и налоговые, нужна и важна.
Хотелось бы в некоторой степени дополнить данную автором характеристику (или образ) лиц, имеющих риски быть привлеченными к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.
Непосредственное частое взаимодействие по роду деятельности с представителями российского бизнеса – руководителями и сотрудниками разных компаний, в том числе и по уголовно-правовым вопросам, позволяет с очевидностью утверждать, что в настоящее время предприниматели в большинстве своем не ориентированы на нарушение российского законодательства.
Сегодняшний бизнес надеется на стабильность, готов и стремится жить по максимально безопасным для него правилам игры. Но любые правила, даже для частного бизнеса, как минимум согласовываются (как максимум – устанавливаются) государством. Как пример: основание для возбуждения 99% уголовных дел по статье 199 УК РФ – налоговые последствия «порочных» связей с «техническими» фирмами (фирмами-однодневками).
Можно утверждать, что в настоящее время нет ни одного российского предприятия, которое в своей деятельности не столкнулось бы с такими фирмами. Кто-то, возможно, использует фирмы-однодневки сознательно, минимизируя таким способом налоговое бремя, но чаще приходится сталкиваться с иной ситуацией: поставщики товаров, работ или услуг реально их поставляют, предприятие учитывает эти товары, работы, услуги в составе своих расходов, а впоследствии выясняется, что поставщик – «техническая» фирма.
Возникает риск привлечения не только к налоговой ответственности – когда такого рода расходы признаются налоговым органом необоснованными и начисляется недоимка по налогам, – но и в зависимости от суммы доначисленных налогов к уголовной (ст. 199 УК РФ). Возможность привлечения к ответственности ставится в зависимость от того, была ли проявлена руководителями и сотрудниками предприятия должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов.
Создание и организация деятельности «технических» фирм – это масштабный специфический бизнес, о котором государству не может быть не известно. Надо понимать, что сама по себе «техническая» фирма не представляет никакого интереса без возможности организации через нее финансовых потоков, в том числе за рубеж. И с молчаливого согласия государства эта «схема» пока «работает».
Хорошо это или плохо?
До определенного момента, наверное, было хорошо. Страна наполнилась импортными товарами, произошел строительный бум, строились дороги, товары в магазинах продавались по приемлемым для населения ценам. Государство устраивали эти правила игры.
Однако еще в феврале 2011 г. Правительством РФ были направлены в Госдуму поправки в Уголовный кодекс РФ – предложена новая статья 173-1, предусматривающая ответственность за создание коммерческой организации в целях совершения преступлений6. Тем самым государство предложило поменять правила игры, исключив из цепочки бизнес-процессов явно криминальные схемы, влекущие недополучение бюджетом значительных средств в виде налогов.
Удастся ли? Будем надеяться. Хотя нет никаких сомнений, что внесение изменений в уголовное законодательство без изменения отраслевого, в том числе банковского, законодательства вряд ли приведет к положительному результату. Игра «по понятиям» останется. Отрицательный опыт применения статьи 173 УК РФ («Лжепредпринимательство»), отмененной в апреле 2010 г., известен.
Крупный, средний, да и малый бизнес уже давно хочет выйти из тени и зависеть от государства только в строго определенных законом случаях. Он не хочет быть зависимым от чиновников «от государства», воспринимающих государство как «свою» самостоятельную бизнес-структуру. Такая ситуация вынуждает взглянуть на портрет налогового «правонарушителя» с другой стороны: желающий стабильности, боящийся, мечущийся, не желающий что-либо нарушать, но вынужденный делать это потому, что «так делают все».
Вот некоторые обобщенные статистические данные об уголовно-правовых последствиях нарушений в налоговой сфере7.
По статье 198 УК РФ к реальным срокам лишения свободы в 2009 г. осуждены 19 человек из 1083 осужденных (1,75%); в 2010 г. – только 1 из 263 (0,38%).
По статье 199 УК РФ к реальным срокам лишения свободы в 2009 г. осуждено 66 из 1031 осужденного (6,2%), в 2010 г. – 34 из 506 (6,7%).
Большая часть лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления, была осуждена либо к лишению свободы условно (ст. 73 УК РФ), либо к штрафу.
Так, по статье 198 УК РФ в 2009 г. к лишению свободы условно из общего числа осужденных приговорено 633 человека (58,45%), к штрафу – 412 (38%). В 2010 г. – 149 (56,65%) и 103 (19,16%) соответственно.
По статье 199 УК РФ в 2009 г. к лишению свободы условно приговорено 464 человека (45%), к штрафу – 487 (47,23 %). В 2010 г. – 235 (46,44%) и 222 (43,87%) соответственно.
L.E. Grishko
Persons Convicted for Tax Crimes: Who Are They?
Until recently, criminal legislation was very repressive towards tax crimes. However, it has become more liberal in recent years. The author evaluates this liberalisation based on an analysis of statistics on persons who committed tax crimes.
3 См.: Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4 См.: Оптимизация научного обеспечения и криминологической культуры борьбы с преступностью / Коллектив авторов: Академия Генеральной прокуратуры РФ, Общероссийская общественная организация «Российская криминологическая ассоциация», Российская правовая академия РФ, ВНИИ МВД России, МГЮА им. О.Е. Кутафина, юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2011. С. 357.
6 Законопроект № 497961-5 принят Госдумой в первом чтении 18.10.2011.
7 По данным Судебного департамента при ВС РФ. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&pg=0.