Налоговый контроль ценообразования: судебная практика в свете новых правил
референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса
С 2012 г. начнут применяться новые правила налогового контроля ценообразования при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Автор статьи «примеряет» отдельные положения нового Закона1 к сложившейся судебной практике, оценивая, снизят ли они количество споров
Масштабные изменения налогового законодательства в части регулирования ценообразования призваны повысить действенность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении налогоплательщиками трансфертных цен, а также создать эффективные механизмы противодействия использованию таких цен в целях минимизации налогов2.
Рассмотрим отдельные положения нового Закона, сопоставив их со сложившейся судебной практикой применения налоговыми органами статей 20 и 40 НК РФ.
Сделки с идентичными и однородными товарами
Новым Законом в статью 38 НК РФ вводятся понятия идентичных и однородных товаров.
(ст. 38 НК РФ)
Идентичными предлагается считать товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
Однородными товарами (работами, услугами) считаются те, которые выполняют одни и те же функции и (или) могут быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Это корреспондирует новой статье 105.5 НК РФ, согласно подпункту 1 пункта 4 которой при определении сопоставимости сделок анализируются те характеристики сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, – в частности, анализ характеристик товаров (работ, услуг), являющихся предметом сделки.
По сути, данные нормы уточняют действующие сейчас понятия (п. 6 и 7 ст. 40 НК РФ), что существенно упрощает их толкование с учетом имеющейся судебной практики (см. таблицу 1).
ТАБЛИЦА 1
Суды об идентичности и однородности сделок
Реквизиты судебного решения | Выводы суда |
Постановление ФАС СКО от 29.03.2010 по делу № А32-20122/2009-3/280 (Определением ВАС РФ от 18.06.2010 № ВАС-7346/10 отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора) |
договоры аренды по аналогичным сделкам эксперту не представлены, в связи с чем им не учтены такие существенные условия, как место расположения помещения, его тип, площадь и высота, наличие витрин, пожарно-охранной сигнализации, техническое и санитар-но-эпидемиологическое состояние, техническое обеспечение и наличие инфраструктуры, срок аренды и другие специальные условия договора |
Постановление ФАС МО от 28.04.2010 № КА-А40/2939-10 | осмотр помещений и измерение его физических параметров не проводились. Использовались представленные инспекцией выписка из тех-паспорта на здание, справка БТИ о стои¬мости здания, поэтажный план и экспликация. Не выяснено, проводился ли в помещении ре-монт. Оценщик использовал для сравнения предложения по другим помещениям, в том числе с парковкой, круглосуточной охраной и Интернетом, спорное помещение не обладало такими характеристиками |
Постановление 9ААС от 20.09.2010 № 09АП-21132/2010-АК, 09АП-21908/2010-АК (оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 01.12.2010 № КА-А40/ 14493-10‑2, определением ВАС РФ от 17.03.2011 N ВАС-2814/11 отказано в передаче в Президиум) | однородными признаются объекты, располо-женные в одном здании, предоставляемые в аренду в одинаковом состоянии, с одинако-вым оборудованием, хотя и используемые для различных видов деятельности |
Постановление ФАС МО от 02.02.2011 № КА-А40/17741-10 |
при определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель |
Положения статьи 40 НК РФ уточняют и развивают пункт 1 статьи 105.5 НК РФ, согласно которому для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, контролирующий орган производит сопоставление таких сделок или их совокупности с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.
Согласно действующему пункту 3 статьи 40 НК РФ, налоговые органы оценивают цены в сделках таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
Несмотря на четкое указание в НК РФ (п. 4 ст. 40) о том, что рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, налоговые органы регулярно приходили к выводу, что рыночными ценами также можно считать цены, обозначенные в имеющихся на рынке предложениях.
Поскольку и новые (п. 1 ст. 105.5, п. 1 и 3 ст. 105.7, ст. 105.9 НК РФ), и действующие (п. 3 и 4 ст. 40 НК РФ) нормы ориентируют налоговые органы на сопоставление рыночных цен в качестве приоритетного метода контроля над ценами, можно прогнозировать (во всяком случае, на начальном этапе применения новых правил) возникновение споров относительно того, что считать рыночной ценой.
Суды исходят из того, что рыночной признается цена, уже сложившаяся (сформировавшаяся) на рынке, то есть при осуществлении налогового контроля должны сравниваться цены товаров, реализуемых налогоплательщиком, с уже сложившейся (сформировавшейся) в проверяемый период рыночной ценой на идентичные товары3 (см. таблицу 2).
ТАБЛИЦА 2
Суды о понятии «рыночная цена»
Реквизиты судебного решения |
Выводы суда |
Постановление ФАС ПО от 12.07.2011 по делу № А55‑22347/2010 |
фактически вместо рыночной цены налоговым органом применена цена только одной сделки по приобретению удобрений между заявителем и ООО «Агронова-Саратов». Такой способ определения рыночной цены нельзя признать правомерным |
Постановление ФАС МО от 28.06.2011 № КА‑А40/6052-11-П |
налоговым органом произведен неправильный расчет налогов, поскольку рыночная цена определена по предварительным соглашениям с контрагентом |
Постановление ФАС ПО от 20.06.2011 по делу № А12-17139/2010 |
налоговый орган в качестве официального источника информации о рыночных ценах аренды объектов не-движимости использовал сведения, полученные от Волгоградской ТПП. Но эти сведения не содержат ссылок на конкретные сделки, из которых можно было бы установить, что они заключены не между взаимозависимыми лицами, что условия их заключения сопоставимы с условиями, в которых заключены сделки проверяемого налогоплательщика. Информация о среднерыночной цене аренды не может быть признана достаточным и безусловным доказательством правильности определения рыночной цены |
Определение цены на основании отчета оценщика
Налоговый кодекс РФ дополняется пунктом 10 статьи 105.3, согласно которому, если в соответствии с законодательством РФ при совершении сделки проведение оценки является обязательным, стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности4, является основанием для определения рыночной цены для целей налогообложения.
Казалось бы, чтобы гарантированно защититься от претензий налоговых органов, достаточно получить отчет оценщика. Между тем суды не принимают отчет оценщика в качестве неоспоримого доказательства. Нередко суды признают нарушение требований отраслевого законодательства об оценке одним из оснований для признания соответствующего экспертного заключения недостоверным (см. таблицу 3, с. 46).
ТАБЛИЦА 3
Суды о заключениях оценщиков
Реквизиты судебного решения | Выводы суда |
постановления ФАС МО от 16.03.2010 № КА-А40/1895-10-2, от 18.05.2011 № КА-А40/4400-11, от 13.09.2010 № КА-А40/10127-10; ПостановлениеФАС ПО от 18.01.2011 по делу № А55-30 88/2010 |
при определении рыночных цен налоговый орган исходил из заключения оценщика о рыночной стоимости арендной платы за 1 кв. м нежилых помещений. Однако оценка проведена без учета идентичности, комфортности, места расположения, размера площадей, проводившихся ремонтных работ, экономических условий, влияющих на определение размера арендной платы |
Постановление ФАС МО от 14.12.2009 № КА-А40/13460-09 |
при оценке объекта нарушены положения подпункта «б» п. 22 ФСО № 1 (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256). В экспертном заключении не названо, какие корректировки применены и когда; для определения рыночной цены аренды использован сравнительный подход (сравнение объекта оценки с объектами-аналогами). В нарушение п. 8 ФСО № 1 и п. 6 ФСО № 2 (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255) экспертом сравнивались объекты разных категорий |
Постановление ФАС МО от 24.11.2010 № КА-А40/14092-10 |
оценка эксперта, нанятого налоговым органом, не может быть признана допустимой, поскольку в отчете в нарушение ст. 11 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3 (утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.07 № 254) не указаны используемые стандарты оценки и показатели рыночной стоимости арендной платы, не ясно, какой метод оценки применен |
На наш взгляд, пункт 10 статьи 105.3 НК РФ несет в себе существенные налоговые риски, в связи с чем при ее вступлении в силу налогоплательщикам необходимо будет внимательно относиться к отчетам оценщиков.
Вступая в договорные отношения с экспертными учреждениями (экспертами, специалистами), необходимо предусматривать в соответствующих договорах условия о том, что исполнитель обязуется не только провести соответствующую оценку, но и подобрать объекты для сравнения, максимально идентичные анализируемым. Отчет оценщика должен не только отражать цену товара (работы, услуги), но и по возможности учитывать рыночные цены, что позволит говорить о том, что оценка проведена не только в соответствии с требованиями законодательства об оценке, но и учитывает требования налогового законодательства в части контроля ценообразования.
И последнее. Если налоговый орган предпримет попытки оспорить результаты оценки, проведенной налогоплательщиком, и для этого привлечет собственного оценщика, отказ налогоплательщика допустить оценщика для осмотра объектов оценки не должен, по нашему мнению, свидетельствовать о том, что налоговым органом оценка проведена на основе недостоверных сведений.
Заключение эксперта и акты оценки имеют различные степени достоверности и обязательности применительно к оценке их как доказательств в рамках налоговой проверки. Отчет оценщика подлежит рассмотрению в качестве доказательства в совокупности с иными доказательствами и обстоятельствами5.
A.D. Alyoshin
Tax Control of Pricing: Court Practice in View of New Rules
From 2012, new tax control rules will apply to the pricing in transactions between related parties. The author applies some provisions of the new Law to the existing court practice and tries to determine whether they will be able to reduce the number of disputes.