За всех в ответе
29, Мая 2011
С.Г. Пепеляев,
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Высший Арбитражный Суд РФ подготовил проект закона, направленного на оптимизацию нагрузки судей1. Законопроект предусматривает коренное изменение принципов взимания пошлин за подачу заявлений о признании недействительными решений государственных органов, контролирующих платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Предлагается обложить подачу нематериальных исков (исков о признании недействительными решений) пошлиной, зависящей от фактически оспариваемых сумм доначислений, то есть в процентом отношении от сумм «оспариваемых требований». Планируется кардинально изменить подход к оплате пошлиной обращений в вышестоящие инстанции: размер пошлины должен расти, а не уменьшаться. В результате при обращении в ВАС РФ пошлина может достичь полумиллиона рублей.
Предложенные ВАС РФ новеллы небесспорны как с позиции актуальности, так и с позиции конституционной обоснованности.
В последние два года нагрузка на судей налоговых составов арбитражных судов не растет, а снижается2. Эта тенденция, по-видимому, сохранится.
Во-первых, значительно изменены правила взимания НДС. Во-вторых, ФНС России развивает более «наукоемкие» методы контроля, позволяющие избегать необоснованных доначислений и многочисленных споров. Глава ведомства заявляет, что в текущем году выездными проверками будет охвачено лишь 0,2% налогоплательщиков, тогда как в 2003 г. этот показатель равнялся 11,5%3. В-третьих, ФНС России «вкладывается» в повышение качества рассмотрения споров внутри самой системы. Ожидается введение открытого электронного ресурса для отслеживания налогоплательщиками этапов прохождения апелляционных жалоб, формирование единой информационной базы данных рассмотренных жалоб, внед¬рение электронного документооборота.
В налоговых спорах статистика отмечает весьма высокий процент обоснованности требований налогоплательщиков (65-75% споров) – следовательно, нет оснований утверждать, что заградительные пошлины вводятся для того, чтобы каждый налогоплательщик, обращающийся в суд, «хорошо подумал» о необходимости нагрузить суд лишней работой. При таких обстоятельствах, когда законность действий фискальных органов, мягко говоря, не на высоте, выстраивать дополнительные барьеры для защиты прав налогоплательщиков по меньшей мере странно. Иными словами, не любовь налогоплательщиков к сутяжничеству, а законодательные недоработки и ошибки, незаконная практика налоговых органов определяют объем и характер налоговых споров в судах. Но негативные последствия этих действий перекладываются с больной головы на здоровую.
Конечно, и для налоговых органов нововведения сулят значительную опасность: в случае проигрыша спора уплаченная налогоплательщиком пошлина будет взыскана с инспекции. Понимая последствия, налоговая служба вряд ли поддержит новеллы.
Можно согласиться, что повышенные пошлины могут иметь профилактическое значение, снижающее число необоснованных претензий инспекций. Но этот эффект носит вторичный характер, налицо же – явное ограничение возможностей налогоплательщиков защищать свои нарушенные права.
Предложенные ВАС РФ новеллы небесспорны как с позиции актуальности, так и с позиции конституционной обоснованности.
В последние два года нагрузка на судей налоговых составов арбитражных судов не растет, а снижается2. Эта тенденция, по-видимому, сохранится.
Во-первых, значительно изменены правила взимания НДС. Во-вторых, ФНС России развивает более «наукоемкие» методы контроля, позволяющие избегать необоснованных доначислений и многочисленных споров. Глава ведомства заявляет, что в текущем году выездными проверками будет охвачено лишь 0,2% налогоплательщиков, тогда как в 2003 г. этот показатель равнялся 11,5%3. В-третьих, ФНС России «вкладывается» в повышение качества рассмотрения споров внутри самой системы. Ожидается введение открытого электронного ресурса для отслеживания налогоплательщиками этапов прохождения апелляционных жалоб, формирование единой информационной базы данных рассмотренных жалоб, внед¬рение электронного документооборота.
В налоговых спорах статистика отмечает весьма высокий процент обоснованности требований налогоплательщиков (65-75% споров) – следовательно, нет оснований утверждать, что заградительные пошлины вводятся для того, чтобы каждый налогоплательщик, обращающийся в суд, «хорошо подумал» о необходимости нагрузить суд лишней работой. При таких обстоятельствах, когда законность действий фискальных органов, мягко говоря, не на высоте, выстраивать дополнительные барьеры для защиты прав налогоплательщиков по меньшей мере странно. Иными словами, не любовь налогоплательщиков к сутяжничеству, а законодательные недоработки и ошибки, незаконная практика налоговых органов определяют объем и характер налоговых споров в судах. Но негативные последствия этих действий перекладываются с больной головы на здоровую.
Конечно, и для налоговых органов нововведения сулят значительную опасность: в случае проигрыша спора уплаченная налогоплательщиком пошлина будет взыскана с инспекции. Понимая последствия, налоговая служба вряд ли поддержит новеллы.
Можно согласиться, что повышенные пошлины могут иметь профилактическое значение, снижающее число необоснованных претензий инспекций. Но этот эффект носит вторичный характер, налицо же – явное ограничение возможностей налогоплательщиков защищать свои нарушенные права.
1 См.: сайт ВАС РФ: www.arbitr.ru/vas/presidium/prac/35111.html.
2 См.: Налоговед. 2011. № 5. C. 4.
3 См.: ФНС уходит в аналитику // Ведомости. 17.05.2011. № 87 (2853). С. 1, 3.
2 См.: Налоговед. 2011. № 5. C. 4.
3 См.: ФНС уходит в аналитику // Ведомости. 17.05.2011. № 87 (2853). С. 1, 3.