Роль арбитражных судов в защите экономических прав
Событие:
Итоговое совещание председателей арбитражных судов Российской Федерации, Международная научно-практическая конференция «Совершенствование процессуальных средств защиты экономических прав»
7–8 апреля 2011 г., г. Ростов-на-Дону
За шесть лет судами было рассмотрено порядка 8,5 млн дел, наплыв дел был отмечен в 2009 г. как следствие международного финансового кризиса. За эти годы проделана огромная работа по совершенствованию действующего законодательства и формированию единообразной правоприменительной, в частности судебной, практики.
Подготовлен целый ряд важнейших для стабилизации практики постановлений Пленума и Президиума ВАС РФ, обзоров судебной практики. Разработан и внедрен в практику ряд судебных доктрин, В налоговой сфере это доктрина обоснованности налоговой выгоды1. Обобщена практика по делам о ЕСН и страховых взносах. Именно по этим платежам активно используются налоговые схемы, в частности аутсорсинг персонала. По мнению А.А. Иванова, вопрос особо актуален в настоящее время в связи со значительным увеличением размера страховых взносов во внебюджетные фонды. По другим налогам практика применения налоговыми органами и судами доктрины обоснованности налоговой выгоды в целом устоялась. Механизм, помогающий разрешить такие споры, – экономическая экспертиза. Разработан законопроект о преюдициальном судебном запросе нижестоящего суда в ВАС РФ по конкретному делу, спор в котором может приобрести массовый (серийный) характер.
Основная цель, которой руководствуются разработчики документов, – создание такого регулирования, когда еще до начала рассмотрения дела судом участники спора могут прогнозировать его результат. Аналогичные дела должны разрешаться судами одинаково, иначе становится невозможным развитие экономических отношений, подрывается доверие к судебной власти. Только такой подход может обеспечить соблюдение одного из основополагающих принципов правосудия – принципа правовой определенности. А.А. Иванов заметил, что и судебный прецедент, вокруг которого в профессиональном сообществе развернулась широкая дискуссия, преследует ту же цель.
Болезненный вопрос о пересмотре вступивших в законную силу решений судов по вновь открывшимся обстоятельствам требует проработки. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. количество таких заявлений увеличилось на 16,7%. Преодоление преюдиции в случае, когда истекли все возможные сроки защиты прав, по мнению Председателя ВАС РФ, возможно как исключение – для устранения фундаментальной ошибки суда.
представлять стороны в судебном споре должны профессионалы (адвокаты). Назначать председателей судов должен Пленум ВАС РФ из представителей судейского корпуса.
Недавние поправки в АПК РФ направлены на внедрение новых процессуальных механизмов, использование современных электронных технологий в судопроизводстве. Обязательная аудиозапись судебных заседаний, подача заявлений в суд в электронном виде, расширение применения упрощенного производства2 – эти и другие меры направлены не только на снижение нагрузки на судей, но и на достижение открытости судопроизводства. Нововведения выявили и проблемы, показали, к чему стремиться в дальнейшем, – к самостоятельности судей, к их готовности брать на себя ответственность за разрешение сложных и неоднозначных дел.
По словам судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, выступившего с докладом на конференции, поправки в АПК РФ пока не уменьшили количества обращений в КС РФ, в том числе и арбитражных судов. Об этом свидетельствуют статистические данные.
Заведующий кафедрой гражданского процесса Санкт-Петербургского государственного университета В.А. Мусин обратил внимание участников конференции на имеющуюся в АПК РФ норму, которая судами не учитывается, но позволила бы ускорить судопроизводство и стимулировать развитие досудебных процедур. Речь идет о части 4 статьи 65 АПК РФ, согласно которой лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно. Например, в Англии аналогичная норма применяется уже много лет, и участники спора ей четко следуют, а суды контролируют ее соблюдение.
Как заметил старший судья Окружного суда США по Северному округу штата Иллинойс Дж. Марович, суд с самого начала спора должен взять процесс под конт¬роль, поскольку именно он отвечает за правильное применение закона.
Советник Президента РФ и экс-председатель ВАС РФ В.Ф. Яковлев отметил, что столь стремительное развитие арбитражной судебной системы в России стало возможным потому, что с самого начала ее создания были правильно определены принципы, выбраны ориентиры, расставлены приоритеты. В качестве рекомендаций собравшимся, среди которых были и представители Минфина России, ФНС России, он предложил активнее применять примирительные процедуры и использовать потенциал регистрационных процедур.
Выступившая на совещании С.В. Ячевская, директор Правового департамента Минфина России, признала, что финансовые и налоговые органы учитывают опыт разрешения споров судами, решения которых оказывают влияние на нормативное регулирование.
Председатель ФАС Западно-Сибирского округа А.В. Абсалямов, в свою очередь, привел результаты проведенного в округе опроса представителей бизнеса: 93% опрошенных используют в текущей деятельности практику арбитражных судов, особенно кассационных. И, поскольку постановления кассации применяются на практике неоднократно, по его мнению, нужны правила рассмотрения дел этой инстанцией. Пока же кассационные суды используют такие формы, как обсуждение правовых вопросов внутри судов округа, ответы на вопросы нижестоящих судов, которые размещаются на сайте кассационного суда. По мнению А.В. Абсалямова, для формирования единообразной практики и снижения негативных последствий в виде ошибочных решений нижестоящие суды должны информировать кассационные и о серийных делах.
Текст выступления Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванова см. на сайте ВАС РФ:
http://www.arbitr.ru/press-centr/news/34406.html.
1 Введена Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды».
2 ВАС РФ подготовил и направил в Госдуму соответствующий законопроект.