Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Развитие налогового законодательства и практики: итоги I полугодия 2011 года

01, Августа 2011
КОРОТКО О СОБЫТИИ

Событие:
Конференция Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),
29 июня 2011
г., Москва

Темы обсуждения: 
- основные направления налоговой политики РФ на 2012 и последующие годы;
- новое регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием;
- развитие законодательства в области НДС;
- налоговые меры стимулирования инновационной деятельности;
- внедрение электронного документооборота;
- судебные прецеденты по налоговым спорам.
 

Открывая дискуссию, А.С. Кизимов, начальник сводно-аналитического отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, обозначил тенденции развития налоговой политики и подчеркнул необходимость включения в законодательство правил, разграничивающих налоговую оптимизацию и уклонение от уплаты налогов.

Участники конференции обсудили снижение ставки страховых взносов, совершенствование амортизационной политики, обновление классификатора основных фондов, введение льгот по налогу на имущество для энергоэффективного оборудования, налогообложение операций с ценными бумагами и переход к уплате налога на недвижимость.

Обозначена необходимость повышения регулирующей (а не фискальной) функции акцизов, а в отношении НДПИ – индек-сации ставок, в первую очередь – на добычу природного газа. А.С. Кизимов также отметил, что конечная цель регулирования налогообложения добычи полезных ископаемых – перейти от НДПИ к налогу на сверхдоход, но для этого, в частности, необходимо принять закон о трансфертном ценообразовании1.

Регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием стало отдельной темой дискуссии.

Налоговый комитет АЕБ проанализировал предложения Минфина России2 и подготовил свои замечания и  предложения.

Среди них:

  • законодательно закрепить право налогоплательщиков самостоятельно корректировать суммы налогов, подлежащих уплате по итогам календарного года, причем как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения;
  • распространить положения о симметричных корректировках и о праве заключать соглашения о ценообразовании для целей налогообложения на иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представи-тельства;
  • предусмотреть случаи добровольного пересмотра цен в группе компаний, установив, что на сумму уплаченных в бюджет налогов симметричная корректировка производится без проверок и отсрочек;
  • признать фактические цены рыночными для целей трансфертного ценообразования, если они соответствуют правилам гос-регулирования;
  • учитывать при налоговом контроле размер затрат на приобретение импортных товаров, если при ввозе товаров таможен-ными органами был скорректирован (как правило, увеличен) размер таможенной стоимости;
  • устранить неясности в регулировании ситуации, когда рыночная сумма процентов выше, чем сумма, определенная в соот-ветствии со статьей 269 НК РФ, а именно разрешить вычет процентов по правилам статьи 269 Кодекса, но не менее суммы процентов, определенной в законопроекте (раздел VI);
  • в целях справедливого и разумного распределения бремени доказывания освободить налогоплательщиков от обязанности готовить дополнительные документы только для целей налогового контроля (по крайней мере по внутрироссийским опе-рациям);
  • исключить взыскание пеней с налогоплательщиков, внутрироссийские сделки которых попали под налоговый контроль, по-скольку денежными средствами одного регионального бюджета фактически пользовался другой региональный бюджет, а не налогоплательщик (компенсации «пострадавшему» региону в виде процентов за пользование чужими денежными средствами должны выплачиваться за счет регионального бюджета, в который были необоснованно зачислены поступле-ния от налога на прибыль).

На конференции обсуждался и рассматриваемый Госдумой законопроект, предусматривающий существенные поправки в главу 21 НК РФ3. М.Ю. Орлов, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы, представил ожидаемые изменения, отметив, что замечания экспертов и бизнес-сообщества были учтены разработчиками законопроекта при его подготовке ко второму чтению.

Так, исключены нормы, предусматривающие восстановление НДС при потерях и ином выбытии имущества налогоплательщика, – решено, что этот вопрос должен обсуждаться одновременно с рассмотрением порядка налогообложения прибыли.

Законопроектом уточняется исчисление налоговой базы при расчетах, выраженных в иностранной валюте и условных единицах, в случае увеличения цены (тарифа) и количества (объема) отгруженного товара.Из перечня документов, обосновывающих применение нулевой ставки, исключена выписка банка (копия выписки), под-тверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке (подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Вводятся новый вид счета-фактуры и требования к его составлению.

Это корректировочный счет-фактура, который выставляется продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения.

Он также служит основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.
М.Ю. Орлов также отметил, что в законопроекте появились новые нормы – о налогообложении услуг по перевозке и транспортировке (связанных с ними работ, услуг) в рамках Таможенного союза (ставка 0%), работ (услуг) на континентальном шельфе, а также передачи единиц сокращения выбросов (прав на них) в рамках Киотского протокола.   
Участники конференции позитивно оценили нововведения в сфере электронного документооборота – как во взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами, так и в арбитражном процессе. В частности, речь шла о новых возможностях АПК РФ, закрепленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 228‑ФЗ. 

 Налоговые юристы выделили ряд постановлений Президиума ВАС РФ 2011 г. по вопросам налогообложения4, проведения налогового контроля и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах5, которые оказали влияние на правоприменительную практику.

Участники также обратили внимание на наметившуюся в арбитражных судах тенденцию смещения разрешения спора по существу с определением правовой позиции в высшую судебную инстанцию.

 
НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ АЕБ В ЦИФРАХ И ФАКТАХ

Комитет включает более 150 членов.

В первой половине 2011 г. проведено три заседания и две открытых бизнес-встречи.

Направлено три официальных обращения в государственные органы:
- комментарий к проекту Федерального закона о внесении изменений в главу 21 НК РФ (направлен в Госдуму, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Администрацию Президента РФ и Аппарат Правительства РФ);
- запрос в Минфин России о налогообложении имущества ПИФов;
- запрос в Минфин России о налогообложении затрат будущего арендатора по отделке помещений до ввода здания в эксплуатацию. 

 

1
См.: Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».
2 Законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, см. на сайте Госдумы ФС РФ: http://asozd2.duma.gov.ru/; законопроект, предложенный ко второму чтению, см. на сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/index.php?month41=4-2029&pg56=24.
3 См.: Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
4 См., в частности: постановления Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 10120/10, от 15.02.2011 № 13485/10, от 01.03.2011 № 13018/10, от 17.03.2011 № 14223/10, от 29.03.2011 № 16400/10, от 12.04.2011 № 14883/10, от 26.06.2011 № 23/11. 
5 См.: постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16240/10, от 26.04.2011 № 17393/10, № 17393/10 и № 11185/10, от 24.05.2011 № 18421/10, от 14.06.2011 № 15093/10.