Новые мытари
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
По данным информационного агентства «Клерк.ру», в 2011г. коллекторские агентства по договоренности с ФРС России и Минюстом России могут получить полномочия взыскивать с организаций задолженность по налогам1.
Ожидается объявление тендера для выбора «подрядчика» налоговой службы, который за 5-10% комиссионных будет взыскивать в бюджет просроченные платежи.
В поддержку этой идеи звучат слова о том, что сейчас ФНС России тратит слишком много времени и средств на судебные процессы, а коллекторское агентство может обеспечить быстрое решение споров в досудебном порядке. Для этого будут использоваться стандартные методы работы: звонки должникам, рассылка писем с претензиями, визиты в офис компании и др. Отмечается, что коллекторские агентства не хотят и не имеют права арестовывать счета должников, но все же могут взыскивать долги весьма эффективно.
Вносить изменения в законодательство не планируется: авторы проекта полагают, что у ФНС России достаточно полномочий для заключения договоров подряда с коллекторами.
Различные идеи относительно коммерциализации налоговых отношений появляются с завидной периодичностью. Достаточно вспомнить еще не утихшие дебаты о передаче в частные руки процесса взимания «авторских» платежей2.
Стабильность «рынка налоговых услуг» и его значительные объемы будоражат воображение желающих подзработать на фискальном поле.
Следует, однако, учесть, что попытка расширить круг лиц, причастных к сбору налогов, не так давно уже предпринималась в российском законодательстве. Налоговый кодекс РФ в первоначальной редакции содержал понятие «сборщики налогов и (или) сборов» (п. 5 ст. 9; ст. 25). Предусматривалось, что в определенных случаях принимать от налогоплательщиков средства в уплату налогов и перечислять их в бюджет могут не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и другие уполномоченные ими органы и должностные лица.
На практике такая возможность реализована не была, и в 2007 г. эти нормы НК РФ утратили силу (Федеральный закон от 27.07.2006 №137-ФЗ). Это демонстрирует принципиальную позицию законодателя: круг лиц, причастных к процессу взимания налогов и к контролю за их исчислением и уплатой, должен определяться исключительно законом. Органы исполнительной власти, в том числе налоговые инспекции всех уровней, обязаны самостоятельно исполнять возложенные на них обязанности за счет тех средств, которые выделены в бюджете на их содержание.
К тому же порядок взыскания недоимок, а также требования к сохранению конфиденциальности налоговой информации детально регламентированы НК РФ, поэтому любые «свежие идеи» в этом направлении есть не что иное, как попытки нарушить закон и ввести в практику янычарские методы работы с должниками, которые негативно отразятся на деловом климате в стране и снизят ее инвестиционную привлекательность.
1См.: сайт ИА «Клерк.ру». — URL: http://www.klerk.ru/buh/news/211444/ (дата обращения: 28.01.2011).
2 См.: Артемьев А.А. Компенсационное вознаграждение авторам фонограмм: новый налог или плата по договору? // Налоговед. 2008. №6. С. 13; Пепеляев С.Г. Частный налог // Налоговед. 2010. №12. С. 4; О сборе средств для выплаты вознаграждений-компенсаций авторам / Налоговые споры: от теории к практике // Налоговед. 2011. №1. С. 10; О сборе средств для выплаты вознаграждения авторам: дискуссия продолжается // Налоговед. 2011. №2. С. 53.