На покой?
главный редактор,
член Президиума
Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Создание Суда совпало с принятием первых российских законов, формирующих постсоветскую налоговую систему. В мае 1991 г. был принят закон о Конституционном Суде РСФСР, в январе 1992 г. Суд начал действовать. Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый ряд других законов о налогах были приняты в декабре 1991 г.
Эти первые, несовершенные, написанные наскоро законы сразу же были включены в повестку Конституционного Суда РФ. В марте 1993 г. было принято первое Постановление1 по налогово-правовой тематике: в нем рассматривался вопрос о полномочиях органов государственной власти по определению условий налогообложения.
Активная деятельность Конституционного Суда РФ в 1996–1998 гг., когда был принят целый ряд постановлений по важнейшим вопросам налогообложения2, предопределила и ускорила реформу налогового законодательства, принятие Налогового кодекса РФ.
Это был период, когда налогово-правовой пульс Конституционного Суда РФ бился особенно учащенно.
В настоящее время Конституционный Суд РФ «снизил обороты» в налоговой сфере. После нескольких неприятных, вызвавших общественный резонанс ситуаций, связанных с принятием Судом неоднозначных решений3, возобладала позиция, что Суду не следует слишком активно вмешиваться в налоговую тематику. В оправдание такого подхода высказывается мнение, что российская налоговая система достаточно отлажена и уже не существует вопросов, настолько острых, чтобы невмешательство Конституционного Суда РФ привело к необратимым для экономики губительным последствиям.
Конечно же, это не так. В налогообложении и сейчас достаточно крупных конституционно значимых проблем, невнимание к которым не только ставит под удар отдельные предприятия, но и ведет к деградации налоговой системы в целом.
К большому сожалению, остается дежурной проблема установления налогов и сборов на подзаконном уровне.
Появляются значительные платежи, отвечающие всем признакам налогов, но установленные ненадлежащим образом. С развитием прецедентной практики Высшего Арбитражного Суда РФ возникли новые проблемы с источниками налогового права.
Не решены такие лихорадящие целые отрасли экономики проблемы, как применение нулевой ставки НДС в отношении работ и услуг при экспорте, чрезмерное усмотрение налоговых органов при контроле за ценами, на ощупь движется практика оценки правомерности переложения на налогоплательщика налоговой обязанности его контрагента4.
Не хотелось бы, чтобы у специалистов и широкой пуб¬лики складывалось впечатление, будто Конституционный Суд РФ игнорирует рассмотрение налоговой проблематики, но определенная тревога в этом отношении существует.
«Налоговед» в своих публикациях стремится выделить конституционно значимые вопросы, привлечь к ним внимание судей и специалистов Конституционного Суда РФ, помочь налогоплательщикам и их представителям четче формулировать и полнее обосновывать свою правовую позицию, способствовать совершенствованию процедур и технологий конституционного правосудия.
В этой связи приглашаем всех специалистов-налоговедов активнее высказывать свою точку зрения и готовить публикации по конституционно значимым вопросам налогообложения.