Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Возможна ли модернизация при современном регулировании налоговых правоотношений?

18, Марта 2011
КОРОТКО О СОБЫТИИ

Событие:
Вторая научно-практическая конференция, организованная Объединением корпоративных юристов (ОКЮР),
28 января 2011 г., г. Москва

Участники:
представители государственных органов, научного и экспертного сообществ, российских и международных компаний

По рассмотренным на конференции вопросам приняты резолюции с обращениями в адрес Госдумы ФС РФ, Минфина России, Минэкономразвития России и ФНС России
 

Открывая конференцию, А.К. Нестеренко, президент ОКЮР и Р.С. Ибрагимов, член Правления ОКЮР, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС», определили цели мероприятия:

  • анализ тенденций развития налогового регулирования;
  • выявление факторов, способствующих повышению инвестиционных рисков России.

Из вопросов, предложенных к обсуждению, сформировались три самостоятельные темы для дискуссий.

«Конкуренция правоприменения»:
о соотношении налогового и гражданского законодательства, правовой формы и экономического содержания хозяйственных операций.

О налоговых последствиях гражданско-правовых дефектов сделок, вопросах переквалификации сделок для целей налогообложения, рассказал В.М. Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп». Он заметил, что суды исходят из приоритета содержания сделки над ее формой, но налоговые органы продолжают предъявлять налогоплательщикам претензии в получении необоснованной налоговой выгоды, ссылаясь на выявленные в оформлении сделки дефекты.

С.В. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, указал на соблюдение баланса содержания и формы спорной сделки: нельзя забывать о требованиях НК РФ, в частности статьи 252, о документальном подтверждении расходов по налогу на прибыль. У налоговых органов есть право определять суммы налогов расчетным путем, если налогоплательщик не представил надлежащего документального подтверждения.

К.А. Соловьев, менеджер по налоговым вопросам ЗАО «Алкатель-Лусент», обратил внимание на то, что налоговые органы в обход требований статьи 45 НК РФ о судебном порядке взыскания налоговой задолженности, возникшей в результате переквалификации сделки налогоплательщика, в актах проверки и решениях не указывают на переквалификацию. Такая практика возлагает на налогоплательщиков дополнительное обременение – обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа с представлением соответствующих доказательств. В случаях переквалификации сделки налогоплательщика неясны налоговые последствия и для его контрагентов.

Участники обсуждения отметили, что с момента принятия Постановления № 531 прошло несколько лет, и практика показывает, что заложенных в нем правовых позиций уже не достаточно.  Изменить ситуацию сможет лишь законодатель. Используя накопленный арбитражными судами опыт, он должен кодифицировать судебные доктрины. Среди необходимых поправок должны быть и нормы об ответственности должностных лиц налоговых органов за злоупотребление должностными полномочиями.

«Специальные методы коррекции налоговой базы: к чему готовиться?»: о принятых в мировой практике основных методах коррекции налоговой базы о возможной перспективе их внедрения в России.

Борьба с уклонением от уплаты налогов и совершенствование соответствующих мер в этом направлении происходит как на уровне отдельных государств, так и на межгосударственном уровне.

Россия, следуя международной практике, также активно ищет возможные пути противодействия уклонению от уплаты налогов и увеличения доходов бюджета. В Основных направлениях налоговой политики РФ2 запланировано введение новых институтов: понятия «налоговое резидентство» для юридических лиц; правил контролируемой иностранной компании и новых правил трансфертного ценообразования; мер противодействия злоупотреблению льготами, предусмотренными в соглашениях об избежании двойного налогообложения3.

ПРАВИЛО КИК

Впервые правило о контролируемой иностранной компании было принято в США в 1962 г. и в последующем совершенствовалось. По разным оценкам, действие этого правила дает прирост налоговой базы около $30–40 млрд в год.
 

По мнению Р.Р. Вахитова, руководителя группы международного налогообложения «Пепеляев Групп», разработчикам законопроекта о налоговом контроле трансфертного ценообразования стоит продумать механизмы, не допускающие параллельного применения различных норм налогообложения международных компаний. Определяя способы борьбы с уходом от налогов, стоит установить четкую иерархию применяемых нормативных актов: пока российские налоговые органы применяют охотнее Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, а не международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Комментируя замечание бизнеса об увеличении нагрузки за счет введения обязанности представлять в налоговый орган документы, обосновывающие рыночные цены, С.В. Разгулин напомнил о дополнительных гарантиях защиты прав налогоплательщиков, в том числе о вступлении в силу с 2010 г. запрета на повторное истребование налоговыми органами документов у налогоплательщика. Он также заметил, что последние изменения налогового законодательства стимулируют развитие бизнеса в России и привлечение иностранных инвестиций.

Т.А. Илюшникова, начальник отдела налогового стимулирования Минэкономразвития России, обратила внимание на то, что новые налоговые льготы пока не так просто применить. Правительству РФ предстоит принять соответствующие подзаконные акты, которые четко определят, на какую деятельность распространяются льготы.

Признавая существенной роль налогового администрирования, выступающие говорили о необходимости усиления значения разъяснений контролирующих органов по вопросам налогового законодательства и введения института предварительных соглашений налоговых органов с налогоплательщиками. Государство должно быть последовательным и делать все возможное, чтобы налогоплательщики понимали, как и в какой момент изменения закона отразятся на их деятельности.

ПОТЕРИ БЮДЖЕТА ЗА РУБЕЖОМ

Потери бюджета от уклонения от налогов составляют, к примеру:

- в Великобритании – порядка £15,2 млрд (2008 г.);
- в Индии – около $40 млрд (2009 г.).
 

«Парафискальные платежи: атавизм или будущее?»: о феномене обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ, их экономико-правовой природе, исполняемой функции, возможных направлениях расходования.

Отмечено, что общая внутренняя согласованность системы обязательных платежей, направляемых на публичные нужды, нарушается, что создает риск размывания налоговой системы РФ, неопределенность прав и обязанностей плательщиков, увеличивает фискальную нагрузку на бизнес.

По мнению участников, необходимо исходить из принципа публичной природы обязательных платежей и ограничить их частноправовое регулирование, при выборе механизма финансирования публичных расходов приоритет должен сохраняться за налогами. Обязательные платежи, имеющие целевой характер, должны иметь экономическое основание. Процедуры администрирования обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ, должны быть закреплены в федеральном законе.
 


 1 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

2 См.: Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (одобрено Правительством РФ 25.05.2009).

3
См., например: Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество».