Налоговая стратегия России на рубеже десятилетий
Событие:
VI Всероссийский налоговый форум, 14 декабря 2010 г., Москва
Организаторы: Торгово-промышленная палата РФ
Генеральный партнер: юридическая компания «Пепеляев Групп»
Генеральный информационный партнер: журнал «Налоговед»
Направления дискуссии:
- налоговая политика до 2013 г.;
- модернизация экономики налоговыми инструментами;
- современное налоговое администрирование;
- реформирование отдельных видов налогов;
- налоговое стимулирование инновационного и промышленного развития;
- налогообложение малого и среднего бизнеса.
- «Налоговая политика и практика – 2010»;
- «Как не ударить по бизнесу при решении проблемы бюджетного дефицита?»;
- «Крупные проблемы малого бизнеса».
Представители Госдумы ФС РФ, Минфина России и ФНС России, общественных организаций и бизнеса, налоговые адвокаты и консультанты, ученые обсудили развитие налоговой системы России, возможность выработки совместных позиций бизнеса и государства по вопросам налоговой политики.
Открывая пленарное заседание, президент ТПП РФ Е.М. Примаков заметил, что обсуждаемая возможность повышения налогов в целях погашения в кратчайшие сроки дефицита бюджета и обеспечения растущих социальных обязательств отрицательно скажется на планах государства по долгосрочному экономическому росту России и внедрению инноваций. При выработке налоговой политики необходимо уделять особое внимание контролю за расходованием бюджетных средств и дифференцированно подходить к пересмотру налоговой нагрузки на те или иные сферы бизнеса. Следует провести ревизию налоговых льгот, передав право их предоставления по региональным и местным налогам на места. Экономическую активность бизнеса можно стимулировать за счет снижения не только налоговой, но и административной и коррупционной нагрузки.
Увеличение в 2009 г. амортизационной премии до 30% создало благоприятные предпосылки для обновления основных средств, но этот механизм лишь отодвигает уплату налога на прибыль, предоставление амортизационной премии не связано с тем, куда налогоплательщик направляет высвободившиеся денежные средства. По мнению ТПП РФ, необходимо вернуться к прямой инвестиционной льготе – освобождению от налогообложения части налоговой базы при инвестировании средств на расширение или восстановление основных фондов производственного назначения.
Заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам С.И. Штогрин рассказал об итогах законотворческой деятельности в 2010 г. в экономической и налоговой сфере. В продолжение темы заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин отметил, что в 2011 г. большое внимание будет уделено поиску новых источников пополнения бюджета, продолжена работа над законопроектами по трансфертному ценообразованию и консолидированной группе налогоплательщиков. Также планируется предоставление льгот инновационным организациям, сокращение срока амортизации нематериальных активов, изменение порядка учета НИОКР, введение патентной системы для определенных видов деятельности и отмена ЕНВД.
В 2010 г. Президиум ВАС РФ выработал правовые позиции по следующим актуальным для бизнеса вопросам:
- обязательное извещение налогоплательщика о месте и времени рассмотрения акта налоговой проверки (Постановление от 25.02.2010 № 4458/09);
- признание неправомерной практики налоговых органов, когда решение о привлечении к налоговой ответственности подписывается должностным лицом, не принимавшим участия в рассмотрении материалов налоговой проверки (Постановление от 29.09.2010 № 4903/10);
- недопустимость автоматической «субсидиарной» ответственности налогоплательщика за поставщиков (постановления от 09.03.2010 № 15574/09 и от 20.04.2010 № 18162/09).
Управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», сопредседатель Экспертного совета при ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства С.Г. Пепеляев обратил внимание на появление в России обязательных платежей, которые не названы налогами и в бюджет не уплачиваются, но по своей сути обладают всеми признаками нало-гов (ст. 8 НК РФ). В качестве примера он привел платежи изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей на счета общественной организации, собирающей средства для выплаты компенсаций авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за их свободное воспроизведение в личных целях1. К таким платежам можно отнести также страховые взносы во внебюджетные фонды, которые заменили ЕСН, разного рода платежи, взимаемые с энергетических компаний и предприятий связи. Между тем парафискальные платежи должны регулироваться законодательством, а не устанавливаться актами правительства.
Судья Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Поповченко представил судебную практику разрешения налоговых споров в 2010 г., выделив актуальные для бизнеса правовые позиции Президиума ВАС РФ.
Не осталось без внимания и Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2010 № 4292/10, в котором сделан вывод о том, что у налогового органа отсутствует законодательная обязанность приглашать налогоплательщика на рассмотрение апелляционной жалобы. Как пояснил А.А. Поповченко, суд не наделен полномочиями создавать нормы права: разрешая спор, он только применяет и толкует существующие законодательные нормы. Начальник отдела анализа, планирования контрольной работы и мониторинга крупнейших налогоплательщиков Контрольного управления ФНС России К.В. Новоселов заметил, что препятствий приглашать налогоплательщиков, пожелавших принять участие в рассмотрении апелляционной жалобы, у налоговых органов нет.
Работа Форума проходила и в формате «круглых столов», итоги обсуждений на них были представлены участникам Форума на пленарном заседании.
На «круглом столе» «Налоговая политика и практика – 2010» представители бизнеса выразили тревогу по поводу при-нятия законопроекта о налоговом контроле трансфертного ценообразования в редакции, предложенной Минфином России. Участники отметили, что в Бюджетном послании Федеральному собранию РФ от 25.05.2009 Президент РФ поручил законодателю установить понятные и работоспособные механизмы такого контроля.
Были поддержаны решения государства, направленные на внедрение в налоговую практику электронного документооборота, общее снижение количества налоговых проверок признано позитивным.
Однако в России любая бизнес-модель проходит постпроверку налоговыми органами, а спор о толковании налогового закона или оценке хозяйственных операций разрешается, как правило, только в суде.
В результате в течение трех-пяти лет существуют налоговые риски, которые отрицательно сказываются не только на подвергшемся проверке налогоплательщике, но и на всей отрасли, в которой он ведет деятельность.
По мнению бизнеса, изменить ситуацию сможет предварительное согласование бизнес-решений с налоговыми органами – такая практика существует в европейских странах.
Участники «круглого стола» «Как не ударить по бизнесу при решении проблемы бюджетного дефицита?» рекомендовали предпринимательскому сообществу повысить ответственность в части полноты и своевременности уплаты налогов, отказаться от практики применения неправомерных методов оптимизации налоговых платежей и создания фирм-«однодневок», а территориальным торгово-промышленным палатам, союзам (ассоциациям) предпринимателей – проводить региональные и отраслевые обсуждения актуальных налоговых вопросов.
По итогам работы Форума подготовлены рекомендации, которые будут направлены в федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Участникам Форума представлен доклад ТПП РФ «Налоги и бизнес в 2010 году. Итоги и перспективы» с предложениями территориальных торгово-промышленных палат, членских организаций системы ТПП РФ, налоговых юристов и экономистов.
Доклад доступен на сайте ТПП РФ: www.tpprf.ru.
1 Введен Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», вступило в силу 26.10.2010.