Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговые антикризисные меры в развитых странах Европы и Северной Америки*

16, Февраля 2010
Р.Р. Вахитов,
старший менеджер группы услуг по международному налогообложению
А.С. Марков,
юрист
Авторы – сотрудники юридической компании «Пепеляев групп»
E-mail: info@pgplaw.ru
 
Во многих странах на фоне глобального экономического кризиса предпринимаются различные меры, нацеленные на повышение предпринимательской активности бизнеса. Изменить негативные тенденции в экономике пытаются, в том числе, при помощи фискально-налоговых инструментов. Авторы статьи предлагают обзор нововведений 2009 года

Общие тенденции 

Национальные налоговые законодательства многих стран в период кризиса претерпевают существенные изменения. Новации направлены, с одной стороны, на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста, а с другой – на повышение бюджетных доходов и ужесточение налоговой дисциплины.

Основные изменения, принятые с целью сокращения налогового бремени, затронули прямые налоги на прибыль и доход. Анализ этих изменений позволяет предположить, что главным приоритетом для государств является замедление экономической рецессии и стимулирование экономического роста. Риск увеличения государственного долга и связанных с этим возможных санкций за превышение установленных пределов бюджетного дефицита представляется правительствам стран Евросоюза менее существенным.

По налогу на прибыль изменения в основном коснулись возможности и способов учета затрат для целей налогообложения. В частности, повышены нормы амортизации, периоды для переноса убытков на будущее или в прошлое (Великобритания, США), разрешено учитывать затраты в целях налогообложения прибыли на более ранних стадиях (Китай).

Некоторые изменения предприняты в целях поддержки определенных отраслей экономики, в частности компаний, инвестирующих в научные исследования и разработки (например, Китай, США), малого и среднего бизнеса и сектора недвижимости. Предполагается, что поддержка предприятий инновационного, малого и среднего бизнеса вносит свой вклад в повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики, а поддержка сектора недвижимости направлена на сохранение отрасли, наиболее пострадавшей во время кризиса.

Некоторые страны приняли решение снизить ставку НДС (Великобритания, Франция, Португалия, Турция, Индия) и налога на прибыль (Япония, Турция, Нидерланды). Многие страны понизили ставку НДС в отношении отдельных товаров или услуг. Снижено налоговое бремя на доходы в отдельных отраслях экономики – например, в секторе недвижимости. Расширился спектр льгот по налогу на прибыль (Япония) и НДС (Таиланд). Снижение налоговых ставок по прибыли или расширение соответствующих льгот, с одной стороны, снижает налоговое бремя на бизнес, то есть воздействует на производственную составляющую экономики. С другой – изменение ставки НДС как налога на потребление нацелено на стимулирование спроса на определенные товары и услуги и на сокращение расходов конечных потребителей.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Ставка НДС временно снижена с 17,5 до 15% и применяется к отношениям, возникшим в период с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2009 г. С 1 января 2010 г. ставка НДС вновь составляет 17,5%.
Наряду со снижением ставки НДС акцизы на алкоголь и табак выросли на 2%, а акциз на бензин с 1 сентября 2009 г. увеличен на 0,02 ф. ст. за литр.
Предусмотрена возможность ускоренной амортизации приобретенных в 2010 г. основных средств: введена амортизационная премия в размере 40% в течение первого года (вместо 20%).
Период для переноса убытков на прошлые периоды увеличен до 3 лет (ранее – 1 год) (для компаний – в период с 24 ноября 2008 г. по 2009 г. включительно, для неинкорпорированного бизнеса – в течение 2009–2010 гг.). Однако введение количественного ограничения в размере 50 тыс. ф. ст. существенно снизило привлекательность этой новации.
 

В ряде стран, в частности США и Испании, изменения были предприняты в области исполнения налоговых обязательств: введены налоговые послабления в виде отсрочки от уплаты налогов, сокращения авансовых налоговых платежей, ускоренного возврата НДС (Испания, Франция), снижения ставки процентов за просрочку налоговых платежей (Китай).

Некоторыми странами предприняты фискальные меры, нацеленные на повышение бюджетных доходов в рамках уже существующей налоговой системы. Можно сказать, что законодатель пошел на своего рода компромисс с налогоплательщиками, усилив контроль за исполнением налогового законодательства вместо радикального изменения налогового бремени. Так, последствия неполного декларирования дохода в связи с фиктивными сделками (США) или сделками с резидентами офшорных и непрозрачных в части информационного обмена юрисдикций (Германия, Франция) стали более обременительными.

ФРАНЦИЯ
В 2009 г. разрешено возмещение по затратам 2005–2007 гг. на научно-исследовательскую деятельность. Инвестиции 2009 г. не облагаются налогом на бизнес. Малым и средним компаниям разрешено принять к учету убытки зарубежных компаний, но это временная мера: с появлением прибыли в зарубежных компаниях вычеты будут восстановлены и добавлены к налоговой базе.
ГЕРМАНИЯ
Введен метод нелинейной амортизации в отношении основных средств, приобретенных или построенных в 2009–2010 гг., со ставкой амортизации – 25%. Расширены условия применения ускоренной амортизации для малого и среднего бизнеса. Объем чистых активов «квалифицирующихся» компаний, подпадающих под данное правило, увеличен с 235 до 335 тыс. евро, а уровень прибыли со 100 до 200 тыс. евро.
 

В предбюджетном послании канцлера английскому парламенту было заявлено, что 25 сентября 2009 г. завершились консультации по подготовленному налоговым ведомством Великобритании Кодексу налоговой практики для банков (Code of Practice on Taxation for Banks)1, в котором закрепляются общие принципы и нормы поведения для банков и их сотрудников. Правительство ожидает, что эти нормы будут внедрены как в собственной банковской практике, так и в отношении клиентских сделок.

В качестве основных принципов налогового планирования провозглашается, что банки не будут прибегать к большей налоговой оптимизации, чем это необходимо для обычной коммерческой деятельности. По сути, использование различного рода законодательных пробелов, неточностей и несоответствий для получения результата, отличного от намерений законодателя, объявлено недопустимым. В приложении к Кодексу дан перечень случаев, признаваемых уклонением от налогов:

– сделки с минимальным или отсутствующим экономическим смыслом;

– сделки с минимальной прибыльностью до налогообложения, позволяющие применять налоговые льготы в отношении других высокоприбыльных сделок;

– сделки, в которых выявлены несоответствия между юридической формой и экономическим содержанием, между порядком налогообложения различных подразделений или компаний группы, между налоговым законодательством различных государств;

– сделки с вымышленным, искусственным или коммерчески бессмысленным содержанием (к примеру, приводящие к уменьшению налоговой базы, но не влекущие экономических убытков).

Объявлено, что взаимоотношения банков с налоговыми органами должны носить конструктивный, прозрачный характер и, насколько это возможно, базироваться на взаимном доверии. При этом одним из ключевых аспектов таких отношений должно стать раскрытие банками налоговым органам всей информации, которую те хотели бы получить.

Принятие и внедрение Кодекса для банков – дело добровольное, хотя предусмотрена система контроля за его исполнением со стороны налоговых органов, которые уже прямо заявили, что если конкретный банк не принимает и не придерживается положений Кодекса, то ему следует ожидать более строгих проверок. Судя по отзывам банковской, экспертной и юридической общественности Англии, общество намерено противодействовать возможным ущемлениям со стороны правительства. Высказываются многочисленные опасения, что Кодекс поведения банков серьезно повредит свободной конкуренции в банковском секторе, поскольку потенциально незаконен и носит дискриминационный характер2.

Еще одно нововведение – Европейской комиссией рассматривает вопрос о создании в рамках ЕС объединенной фискальной структуры, так называемого Еврофиска (Eurofisc). В рамках этой структуры предполагается обеспечить налоговым органам всех стран-членов доступ к объединенной международной базе данных о налогоплательщиках. Создание Еврофиска направлено прежде всего на противодействие различным нарушениям порядка исчисления и уплаты НДС. Тем не менее для налогоплательщиков создание единой информационной базы данных может иметь последствия не только в отношении НДС. 

Меры налогового стимулирования 

Предпринимаемые странами меры налогового стимулирования могут быть сгруппированы по следующим категориям.

Ускоренная амортизация. Данная мера в том или ином виде предпринята во многих странах, включая Францию, Германию, Великобританию и США. Ее основная цель – ускорение отдачи от вложений в развитие производства. Предполагается, что данная мера также послужит стимулом к осуществлению необходимых инвестиций и вложений в период ее действия.

Некоторые страны увеличили амортизационную премию. К примеру, в Великобритании размер амортизационной премии для отдельных видов имущества увеличился с 20 до 40%. В США 50‑процентная амортизационная премия распространена на имущество, введенное в эксплуатацию в течение 2009–2010 гг. В отдельных странах малый и средний бизнес получил повышенные амортизационные льготы, как, например, в Германии.

В США амортизационная премия, позволяющая единовременно списать в расходы до 50% капитальных затрат на приобретение амортизируемого имущества, понесенных в 2008 г., распространена и на имущество, введенное в эксплуатацию в 2009 г. При этом малый бизнес может применить полное единовременное списание на расходы определенных капитальных затрат вместо амортизации.

Перенос убытков. Изменения порядка переноса убытков предприняты, в частности, во Франции, Великобритании и США. В некоторых странах увеличен период для переноса убытков, где-то введены новые положения или увеличен количественный показатель для переноса убытков. В итоге вместе с возможностью ускоренной амортизации предприятия, достаточно прибыльные в предыдущие периоды, получили интересный экономический стимул.

Кое-где вместе с расширением возможностей для переноса убытков введены существенные ограничения соответствующих льгот. К примеру, в Великобритании период для переноса убытков в прошлое увеличен с 1 до 3 лет, но при этом введено суммовое ограничение в размере 50 тыс. ф. ст. В Японии и США аналогичное изменение введено только в отношении малого и среднего бизнеса. В США такой возможностью не смогут воспользоваться участники правительственной программы по спасению проблемных активов. Во Франции разрешен немедленный возврат переплаты по налогу, образовавшейся за счет переноса убытков в прошлое, однако введены ограничения на случай, если подлежащие возврату суммы налога существенно превысят налог, отраженный в налоговой декларации.

США
Из Акта восстановления и реинвестиций (American Recovery and Reinvestment Act) от 17.02.2009
Максимальный период для переноса убытков в прошлое увеличен с 2 до 5 лет, применяется к убыткам по итогам 2008 г. и распространяется на малые компании со средним годовым валовым доходом до 15 млн долл. в течение последних 3 лет. Банкам позволено списывать на расходы убытки и «плохие» долги (от слияний или поглощений), без применения обычных в подобных случаях ограничений на списание убытков.
Компании, приобретающие свои долги с дисконтом, вправе отложить признание прощения долга в качестве дохода на 4–5 лет с последующим его обложением в течение следующих 5 лет (применяется в отношении долгов, выкупленных в 2009–2010 гг.)
 

Снижение ставки налога на прибыль компаний. В период с 2000 по 2009 гг. 90% стран – участниц ОЭСР снизили налоговые ставки по налогу на прибыль компаний. Продолжение общемировой тенденции к снижению налоговой нагрузки на бизнес позволяет сделать вывод, что, несмотря на экономические трудности, межгосударственная конкуренция на рынке труда и инвестиций продолжается. Государства полагают, что низкие налоговые ставки на прибыль оказывают поддержку бизнесу, стимулируют общий спрос и поощряют инвестиции. Однако нельзя не отметить, что понижение налоговой ставки снижает и привлекательность таких налоговых мер, как ускоренная амортизация и перенос убытков, а также уменьшает стоимость отложенных налоговых активов, хотя и понижает обременительность отложенных налоговых обязательств.

Некоторые страны, в частности Канада, хотя и не понизили ставку налога на прибыль компаний, зато продолжили объявленный ранее курс на постепенное снижение ставок. Япония, к примеру, ввела 95-процентное освобождение от налога дивидендов, получаемых от иностранных источников, в целях стимулирования японских транснациональных корпораций к репатриации их зарубежных доходов.

Правительство Великобритании претворило в жизнь реформы, анонсированные еще в июне 2007 г. В частности освобождены от налога большинство входящих дивидендов от резидентов и иностранных компаний независимо от источника их выплаты. При этом получатель дивидендов может отказаться от такого освобождения в целях применения отмененного исключения из правил о контролируемых иностранных компаниях в отношении допустимой политики распределения дивидендов.

Налоговые льготы для научно-исследовательской деятельности. С целью дополнительного стимулирования компаний к сохранению их инвестиционной и инновационной активности многие страны расширяют налоговые льготы для научно-исследовательской деятельности.

Наиболее распространенный способ стимулирования – увеличение налоговых вычетов. Иногда вводят нормы, расширяющие возможности по переносу соответствующих затрат на прошлые налоговые периоды или ускоренному возмещению налога (Франция), а также другие специфические меры. Однако конкретные преимущества в отношении научно-исследовательской активности предоставляются иногда только малому и среднему бизнесу.

Косвенное налогообложение.  Многие страны стараются поддержать спрос путем снижения стоимости товаров и услуг за счет временного снижения косвенных налогов, в частности НДС (Франция, Англия). Иногда пониженная ставка устанавливается в отношении конкретных товаров или услуг, как, например, во Франции, Чехии, Бразилии, Китае. Другие меры – отложение планируемого увеличения ставки (Нидерланды, Швейцария) и ускорение возмещения НДС (Франция, Бельгия, Китай).

Налогообложение доходов граждан. По данным ОЭСР, объем поддержки налогоплательщиков-граждан в денежном выражении превышает аналогичные меры в отношении компаний более чем в три раза3. Основной целью данных мер является стимулирование спроса путем увеличения посленалоговых доходов населения. Однако эффективность такой поддержки вызывает сомнение, поскольку исследования показывают, что в условиях пониженной потребительской уверенности увеличившиеся налоговые возмещения расходуются прежде всего на сбережения или выплату долгов, а не на потребление.

Во многих странах, включая Великобританию, Швейцарию и США, увеличение всевозможных налоговых вычетов и уменьшение налоговых ставок вводится прежде всего для налогоплательщиков с наименьшим доходом. Иногда сокращаются взносы на обязательное социальное страхование и устанавливаются соответствующие налоговые вычеты или возврат налога. Например, в США в отношении налогообложения физических лиц законом предусмотрено:
– увеличение возмещаемого налогового вычета на детей до 3 тыс. долл.;
– увеличение налогового вычета на заработанный доход для налогоплательщиков с тремя и более детьми до 45% в 2009–2010 гг.;
– установление налогового вычета в размере 6,2% от полученного дохода. Максимальный размер вычета ограничивается 400 долл. в отношении единолично подаваемых налоговых деклараций и 800 долл. для совместных деклараций за 2009–2010 гг. Вычет применяется в отношении скорректированного валового дохода не более 75 тыс. долл. (150 тыс. долл. – для супружеских пар, подающих совместную декларацию).

США
Из Акта о чрезвычайной экономической стабилизации, 2008 г.
Ограничено отнесение на расходы затрат, связанных с компенсациями топ-менеджерам: с 1 млн до 500 тыс. долл. снижен лимит на вычет соответствующих затрат на руководителя и четырех наиболее высокооплачиваемых работников публичных компаний (применительно к компаниям, которые реализовали свои проблемные активы на сумму не менее 300 млн долл.). Это ограничение распространяется и на непубличные компании и применяется к руководителю, финансовому директору и трем наиболее высокооплачиваемым работникам. На эти же категории работников, уволенных по любой причине, кроме собственного желания, распространен 20-процентный налог на высокие выходные пособия.
 

С другой стороны, в Великобритании, к примеру, усилилась налоговая нагрузка на физических лиц с высокими спекулятивными доходами. Бюджетный закон на 2009–2010 гг. применительно к налогообложению физических лиц содержит следующие положения:

– держателям офшорных счетов, имеющим задолженность по уплате налогов, до марта 2010 года предоставляется возможность задекларировать соответствующие суммы. Налоговая служба также уполномочена публиковать имена налогоплательщиков, привлекаемых к налоговой ответственности за преднамеренное занижение налогов на сумму более 25 тыс. ф. ст.;

– начиная с 2011–2012 финансового года будет введено ограничение на налоговый вычет в отношении пенсионных взносов для лиц, доход которых составляет 150 тыс. ф. ст. и более. Также будут введены правила, препятствующие обходу данного ограничения, нацеленные на пресечение попыток получить наибольший налоговый вычет путем уплаты существенно бóльших пенсионных взносов в течение периода времени, предшествующего 2011–2012 финансовому году.

 
***

Тем не менее, нельзя исключить, что налоговые инициативы правительств различных стран на фоне глобальной экономической рецессии в скором времени могут быть свернуты. Многим странам придется решать проблемы возросшего дефицита бюджета, следствием чего может стать:

– значительное повышение налогового бремени для многонациональных компаний и физических лиц, в том числе в связи с повышением налоговых ставок. Так, Латвия и Литва уже дважды повысили ставку НДС и близки к максимальной допустимой в ЕС ставке в 25%. Ожидается, что в Великобритании ставка НДС в ближайшие несколько лет достигнет 20%;

– усложнение правил уплаты налогов для многонациональных компаний, которое в связи со множеством изменений приведет к дополнительным сложностям при применении налогового законодательства и глобальном исчислении налогов;

– миграция компаний в более благоприятные юрисдикции;

– возможная задержка экономического подъема после рецессии. В 2010 г. этого следует ожидать в таких странах, как США, Великобритания и Германия.

Общим для рассматриваемых стран явилось снижение налогового бремени с усилением администрирования сбора налогов и введением мер по борьбе с уходом от налогов. Российские антикризисные налоговые меры, за исключением отсутствующей пока составляющей по борьбе с уходом от налогов и ужесточением налогового администрирования, в целом соответствуют общемировым тенденциям. В зарубежных странах отмечается усиление давления на офшоры и финансовые центры с аналогичными функциями, более активно вводятся меры по борьбе с уходом от налогов. Следует выделить и возрастание бюджетного дефицита, в связи с чем можно прогнозировать либо сокращение бюджетных расходов, либо увеличение налогового бремени в последующие годы.

R.R. Vakhitov, A.S. Markov
Anti-Crisis Tax Measures in the Developed Countries of Europe and North America
Many countries have been seeking to change negative trends in their economies, using, inter alia, fiscal and tax instruments. The authors offer an overview of innovations in 2009.

________________________________________
СНОСКИ

* Статья подготовлена на основе проведенного для ТПП России анализа; является составной частью Доклада ТПП РФ по вопросам совершенствования налоговой политики и практики (подготовлен к V ежегодному Всероссийскому налоговому форуму, 1 декабря 2009 г.).
9 декабря 2009 г. финальная версия этого документа опубликована на официальном сайте налоговой службы. – URL: http://www.hmrc.gov.uk/pbr2009/tax-banks-supp-0040.pdf.
2 Кравцов С. Великобритания: банковский кодекс поведения в отношении налогов // Информационно-справочная система «World Business Law», раздел «Аналитика» (дата обращения: 01.10.2009).
3 См.: URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Worldwide_fiscal_stimulus_-_tax_policy_plays_a_major_role.pdf/$FILE/Worldwide%20fiscal%20stimulus%20-%20tax%20policy%20plays%20a%20major%20role.pdf. С. 13.

 ________________________________________

Ключевые слова: «антикризисные меры» - «налоговая льгота» - «США» - «Германия» - «Великобритания» - «Франция»