Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Налоговая информация и адвокатская тайна в США

30, Сентября 2009
М. Ларо,
налоговый адвокат (США)
E-mail: marlene.laro@gmail.com

Вниманию читателей предлагается профессиональный взгляд налогового адвоката США на особенности регулирования адвокатской деятельности 

В продолжение начатой темы предлагаем профессиональный взгляд на проблему регулирования адвокатской деятельности в США

Появление адвокатской тайны относится ко времени правления королевы Елизаветы I в Англии. В основу принципа адвокатской тайны была заложена обязанность адвоката не свидетельствовать против своего клиента.

Сегодня привилегия сохранения тайны переходит от адвоката к клиенту: адвокат вправе давать показания в отношении сведений, переданных ему клиентом, если он освобожден от этой обязанности самим клиентом. Американская ассоциация адвокатов даже предложила заменить термин «адвокатская тайна» на «клиентскую тайну» для более точного определения ролей.
По действующему законодательству любой, кто получил более 10 тыс. долл. наличными по коммерческой сделке, обязан представить специальную декларацию в Налоговое управление США (Internal Revenue Service, далее – IRS), где должны быть указаны персональные данные лица, осуществившего крупный платеж наличными.

Конгресс США с целью выявления скрывающих свой реальный доход налогоплательщиков предоставил IRS право требовать от них декларирования крупных доходов, полученных наличными. Это было обусловлено необходимостью решения проблемы потери бюджетом крупных доходов в связи с незаявленными реальными доходами.

Одна юридическая фирма в Нью-Йорке, получив от клиента платеж наличными выше установленного законом предела, подала специальную декларацию, но указала в ней только размер платежа. По просьбе клиента его личные данные фирма не указала.

После получения не полностью заполненной декларации IRS потребовало от адвокатов раскрыть персональные данные клиента, а получив отказ, обратилось в федеральный суд для принудительного исполнения своего требования.

Суд признал, что требования налогового органа должны выполняться адвокатами наравне с любыми другими предпринимателями и что у адвокатов не было оснований отказаться от их выполнения. Тем более что на тот момент поправки в законодательство находились в стадии обсуждения в Конгрессе, и попытки юристов лоббировать свои интересы были запрещены.
В данном деле в рамках расследования IRS адвокатская тайна не препятствовала раскрытию адвокатом сведений о личности клиента, а также о размере, дате и форме вознаграждения. Суд обязал адвоката предоставить IRS запрашиваемую информацию, невзирая на то что это может повлечь привлечение его клиента к ответственности, так как предоставленные сведения будут учтены IRS при решении вопроса о соответствии наличных платежей данного налогоплательщика доходам, заявленным им в налоговой декларации.

Далее суд отметил, что по общему правилу предоставление информации адвокату не рассматривается как раскрытие конфиденциальных данных, за исключением случаев, когда такие сведения были получены в ходе юридической консультации. Соглашение между адвокатом и клиентом об оплате юридических услуг к таким случаям не относится, даже если это может изобличить клиента в совершении преступного деяния. Более того, адвокатская тайна не применяется, если раскрытия информации требуют общественные интересы.

Большинство судов поддержали такое решение, отмечая, что клиенты, не желающие раскрывать информацию о себе, могут оплачивать вознаграждение своим адвокатам не наличными, а в иной форме. Но такая позиция судов вызывает вопрос, защищает ли адвокатская тайна общение адвоката с клиентом от принудительного раскрытия информации?

Сфера применения адвокатской тайны

Предмет и сфера применения адвокатской тайны в США намного у´же, чем это обычно считается. Одно время адвокатская тайна защищала только сведения, поступающие от клиента адвокату. Сейчас адвокатская тайна защищает сведения, поступающие и от клиента адвокату, и от адвоката клиенту. Адвокат может предоставить профессиональную помощь на основании достаточных сведений только при условии, что информация от клиента передается ему в конфиденциальном порядке. Обеспечивая клиенту свободу общения с адвокатом, адвокатская тайна способствует эффективному соблюдению законодательства.

 

АДВОКАТСКАЯ ТАЙНА В США
Сфера применения адвокатской тайны распространяется на два вида обмена информацией:
обмен информацией, доверительно сообщенной клиентом адвокату в целях получения юридической консультации;
обмен информацией, доверительно сообщенной адвокатом клиенту, если такое сообщение представляет собой юридическую консультацию или раскрывает конфиденциальную информацию, в отношении которой клиенту необходимо получить консультацию.
 

Сторона, которая требует соблюдения адвокатской тайны, несет на себе бремя доказывания обоснованности ее применения, для чего должны быть выполнены следующие условия:

между адвокатом и его клиентом должен состояться обмен информацией в устной, письменной или невербальной форме;

целью обмена информацией должно быть получение юридических услуг;

обмен информацией должен происходить с соблюдением конфиденциальности;

об адвокатской тайне должно быть заявлено, и стороны обязаны подтвердить свое право ею воспользоваться.

Предмет адвокатской тайны не ограничивается строго обменом информацией с адвокатом. Эта привилегия может распространяться также на обеспечение защиты информации, сообщенной и иным лицам, кроме адвокатов, при условии, что цель такого сообщения – оказание помощи адвокату в юридическом консультировании клиента. Так, адвокатская тайна распространяется на бухгалтера, привлеченного адвокатом для помощи в консультировании клиента по вопросам налогообложения. Но если бухгалтера привлек сам клиент, обмен информацией между бухгалтером и адвокатом обычно рассматривается как отношения, связанные с предоставлением бухгалтером услуг по ведению бухгалтерского учета, и на них не распространяется адвокатская тайна.

Адвокатская тайна защищает конфиденциальную информацию, раскрытую клиентом своему адвокату с целью получения консультации по правовым вопросам. Поэтому она не распространяется на обмен информацией между адвокатом и его клиентом в связи с инвестициями, ведением хозяйственной деятельности, а также на информацию о получении и переводе денежных средств или иного имущества в оплату услуг адвоката.

Целью обмена информацией не должно быть содействие преступлению или мошенничеству. Если IRS установит, что обмен информацией между адвокатом и клиентом, на который распространяется адвокатская тайна, содействует совершению преступления или реализации налогоплательщиком мошеннической схемы, адвокатская тайна применяться не будет.

Кроме того, действие адвокатской тайны не будет распространяться на информацию, хотя и подпадающую под защиту адвокатской тайны, если обмен ею произошел в присутствии лиц, не являющихся клиентами адвоката, включая инвесторов и иных сторон по коммерческим сделкам. То же относится и к информации, полученной от третьих лиц. Не будет конфиденциальной информация, предоставленная лицу, на которое не распространяется адвокатская тайна.

апример, разрешение агенту IRS ознакомиться с заключением адвоката признается отказом от адвокатской тайны в отношении этого документа. Даже ненамеренное раскрытие содержания документа, на который распространяется действие адвокатской тайны, может быть истолковано как полный отказ от права на ее сохранение.

Считается, что налогоплательщик отказался от своего права на адвокатскую тайну в отношении сведений, которые передал своему адвокату в целях подготовки налоговой декларации для представления в IRS. Именно такой подход демонстрирует большая часть судебных решений. Он базируется на том, что если налоговые декларации предназначены для раскрытия третьей стороне (IRS), то соблюдение конфиденциальности не предполагается. Хотя встречается и противоположная позиция – о возможности применения адвокатской тайны к информации, которая должна быть заявлена в налоговой декларации. Есть решения, которые относят такой обмен информацией к «юридическому» консультированию. Но с учетом преобладающего подхода к решению этого вопроса можно все же утверждать, что обмен информацией в связи с подготовкой налоговой декларации не подлежит защите в рамках действия адвокатской тайны.

Соглашение об оплате услуг адвоката и идентификация клиентов, как правило, не подпадают под действие адвокатской тайны, и практика федеральных судов складывается в пользу налоговых органов.

Например, встречались случаи, когда суды требовали от адвоката раскрыть информацию, свидетельствующую том, что клиент оплатил услуги адвоката недавно украденными драгоценностями. При этом в обоснование своих требований суды приводили следующие доводы:

соглашения об оплате юридических услуг должны рассматриваться как неотъемлемая составляющая отношений между адвокатом и клиентом;

адвокатская тайна ограничивает доступ к соответствующей информации для всех лиц (за исключением следователя), поскольку она применяется только в той мере, в какой это необходимо для защиты конфиденциальности предоставленной клиентом информации в рамках юридического консультирования.

Иные способы защиты от раскрытия информации

Помимо адвокатской тайны существуют еще два средства защиты, которыми клиент может воспользоваться с целью предотвращения раскрытия информации.

 

ИНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В США
Помимо адвокатской тайны американские предприниматели для защиты информации могут использовать:
доктрину охраны результатов работы при подготовке к судебному разбирательству (work product doctrine);
привилегию консультанта по налоговым вопросам, уполномоченного федеральными органами (federally authorised tax practitioner privilege).
Сторона, которая требует соблюдения адвокатской тайны, несет бремя доказывания обоснованности ее применения
Соглашение об оплате услуг адвоката и идентификация клиентов не подпадают под действие адвокатской тайны

 

Доктрина охраны результатов работы. Эта доктрина базируется на принципе поощрения максимальных усилий со стороны адвоката на подготовку к судебному разбирательству. Доктрина может применяться в гражданском и уголовном процессе, в разбирательствах с участием суда присяжных, а также в отношениях с IRS. Цель доктрины – отделить сферу частной жизни при стратегическом планировании судебного процесса и предотвратить использование сторонами результатов подготовки к судебному разбирательству своих оппонентов.

Защита, предоставляемая в рамках действия этой доктрины, отличается от защиты, обеспечиваемой адвокатской тайной. Адвокатская тайна ограничивается защитой конфиденциальной информации между адвокатом и клиентом, а доктрина охраны результатов работы гарантирует защиту от раскрытия собранных материалов, подготовленных документов, умственных представлений и материальных предметов, подготовленных адвокатом до судебного разбирательства.

Судебный спор часто предполагается задолго до начала рассмотрения иска. Для того чтобы показать, что документ был подготовлен до начала судебного разбирательства, но в предвидении его, участнику процесса необходимо доказать, что этот документ был составлен при наличии обстоятельств, которые с большой степенью вероятности могли привести к судебному разбирательству. При этом судебное разбирательство не обязательно должно быть неминуемым.

В налоговых спорах эта доктрина, как правило, применяется в случае предполагаемого административного спора с IRS, например, после получения налогоплательщиком повестки. Действие доктрины может распространяться на рабочие документы бухгалтера, оказывающего помощь адвокату в ожидании судебного разбирательства, а также на сведения, полученные от третьих лиц. К примеру, IRS вручила компании повестку с требованием представить меморандум по налоговым последствиям ее реструктуризации, подготовленный независимой государственной бухгалтерской фирмой. Правовое заключение, которое было получено налоговым юристом компании до проведения сделки, включало возможные вопросы IRS по реорганизации, допустимые правовые теории и стратегии, предпочтительные способы структурирования сделки и прогнозы относительно вероятного исхода судебного разбирательства.

Юрист компании утверждал, что меморандум был подготовлен с учетом возможного судебного разбирательства и на него распространяется действие доктрины, так как предполагалось, что IRS оспорит начисление налогов по сделке реструктуризации ввиду полученного существенного убытка. Суд постановил, что такой меморандум мог быть подготовлен в рамках обычной деятельности компании, а не исключительно ввиду предполагаемого судебного разбирательства, – следовательно, доктрина не применяется.

В одном из дел суд признал, что документы, в которых содержится анализ налоговых последствий определенных сделок, защищены от разглашения IRS, поскольку документы подготовлены в ожидании судебного разбирательства. Суд согласился с утверждением налогоплательщика, что судебное разбирательство предполагалось ввиду неясности налогового законодательства по рассматриваемому вопросу. Это утверждение подкреплено документами, в которых содержалось подробное обсуждение возможных правовых возражений.

IRS не раз предпринимала попытки использовать доктрину охраны результатов работы для защиты отчетов и иных документов, создаваемых ее агентами в ходе проведения аудита и в апелляционном производстве. Но эти попытки в основном отвергались судами, в первую очередь потому, что указанные документы создаются в ходе обычной деятельности IRS, подготовлены не в ожидании судебного разбирательства и не в соответствии с указаниями адвоката, проводящего впоследствии судебное разбирательство по налоговому спору. Отчеты агентов и сотрудников апелляционной комиссии по доходам и связанные с ними документы, подготовленные до направления налогоплательщику уведомления о задолженности, не охватываются указанной доктриной.

Действие доктрины охраны результатов работы проще преодолеть, чем действие адвокатской тайны. Если оппонент не сможет получить равноценный материал иным образом, суд, соблюдая баланс интересов, вынесет определение о том, что оппонент должен получить доступ к документам и иным материалам несмотря на действие доктрины.

Привилегия консультанта по налоговым вопросам, уполномоченного федеральными органами. Речь идет о консультировании по вопросам налогообложения лицом, уполномоченным федеральными органами на ведение практики с IRS. К таким лицам относятся не только адвокаты, но и сертифицированные государственные бухгалтеры, зарегистрированные агенты и актуарии.
Сфера действия данной привилегии ограничена – она не может использоваться для предотвращения раскрытия информации иному регулирующему органу, кроме IRS, не применяется к письменному общению консультанта с налогоплательщиком по вопросам использования налоговой гавани, не распространяется на информацию в рамках консультирования клиентов при планировании личных финансов и по общим вопросам ведения деятельности.

M. Laro
As a continuation of a theme started in the previous article, we propose a professional approach to the regulation of attorney activities in the US.

Ключевые слова: США, зарубежный опыт, адвокатская тайна, защита прав, услуги, полномочия налогового органа