«Без достижений науки невозможно совершенствование законодательства, в том числе налогового…»
заведующая кафедрой финансового права и бухгалтерского учета МГЮА им. О.Е. Кутафина, докт. юрид. наук, профессор
Образование:
1977 г. – окончила ВЮЗИ;
1984 г. – защитила кандидатскую диссертацию по проблемам теории государства и права;
2000 г. – защитила докторскую диссертацию по проблемам финансового права;
2002 г. – избрана вице-президентом Международной ассоциации финансового права. Многие годы является членом экспертных советов различных органов государственной власти, а также Экспертного совета по праву Высшей аттестационной комиссии Минобразования и науки России.
Академик Российской академии естественных наук. Автор более 100 научных работ по финансовому праву и финансовому контролю, налоговому и банковскому праву. Автор монографий «Правовые основы государственного финансового контроля» (М., 1999) и «Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля» (М., 2000).
Под научным руководством Е.Ю. Грачевой защищено 22 кандидатских и 6 докторских диссертаций.
– 26 мая 2009 г. Президент РФ подписал Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Какие, на Ваш взгляд, грядут изменения?
– Во исполнение Указа Президента Правительство РФ поручило Министерству образования и науки РФ разработать план мероприятий по его реализации, соответствующие меры разрабатываются и Ассоциацией юристов России. Итогом этой работы должно стать повышение качества образовательных стандартов в сфере юридического образования. В частности, ужесточатся требования к количеству преподавателей, имеющих ученые степени и работающих на кафедрах вуза, что должно обеспечить соответствующий уровень преподавания. Также повысятся требования к самим вузам и к отбору абитуриентов.
Применительно к учебным дисциплинам финансового и налогового права могу отметить, что происходящие в настоящее время процессы в обществе неизбежно влияют и на содержание преподаваемых дисциплин. Они должны отражать современные мировые тенденции и научные достижения, а также особенности практической деятельности юристов. Необходимо разработать современную программу качественной подготовки юристов, владеющих как фундаментальными теоретическими знаниями в области финансового права, так и соответствующими практическими навыками.
– Согласны ли Вы с тем, что объем практической части образовательных программ должен быть увеличен? Как это реализовать применительно к финансовому и налоговому праву?
– Безусловно, согласна. Занятия по финансовому и налоговому праву должны включать современные формы и методы обучения, к проведению занятий должны привлекаться специалисты-практики. Преподаватели нашей кафедры, например, используют на семинарских занятиях практикумы по финансовому праву и бухгалтерскому учету, в которых содержатся и задачи, и практические ситуации.
– В интервью нашему журналу профессор МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Цветков сноска 1 заметил, что «в современных условиях юрист должен знать не только право, но и основы экономики, бизнес-процесс, понимать экономический эффект той или иной хозяйственной операции… Поэтому юристов должны учить не только правоведы, но и экономисты». Вы согласны с таким подходом?
– С этим нельзя не согласиться. Но надо отметить, что и прежний государственный образовательный стандарт, и новый предусматривают изучение перечисленных экономических дисциплин. Представляется, что речь должна идти об изменении требований к содержанию учебных курсов по проблемам экономики, чтобы они учитывали специфику их преподавания в юридических вузах. А для этого требуется объединение усилий преподавателей экономических и юридических дисциплин. Наша кафедра с самого начала существования содержит в своем названии указание на бухгалтерский учет, что еще раз подтверждает тесную связь экономики и права.
– Как сейчас развивается наука налогового и финансового права, какие темы, на Ваш взгляд, наиболее актуальны?
– Мы с вами являемся свидетелями активизации научных исследований в области финансового права. Этот процесс начался около двадцати лет назад и был связан с кардинальным преобразованием всех сфер российского общества, формированием рынка и рыночных отношений. Появилась необходимость переосмысления роли государства, публичной власти в воздействии на общественные процессы посредством различных рыночных регуляторов – в первую очередь финансовых механизмов.
– Тема Ваших научных исследований – государственный финансовый контроль, в том числе налоговый, валютный, таможенный и др. Какие тенденции Вы бы выделили в данной сфере?
– Занимаясь проблемами правового регулирования финансового контроля в целом и государственного финансового контроля в частности, считаю, что в настоящее время речь должна идти о его развитии, совершенствовании и усилении. Но это не означает простого расширения системы контрольных органов и усиления их «карательных» полномочий. Необходимо изменить принципы их функционирования, новые принципы должны соответствовать требованиям правового государства. Только с помощью эффективно функционирующей системы контрольных органов общество может обеспечить, с одной стороны, выполнение гражданами обязательств перед обществом, а с другой – защиту их прав от неправомерных действий самой власти, а также гарантировать выполнение публичной властью возложенных на нее социальных функций.
– Без достижений науки невозможно совершенствование законодательства. Как часто и в каком качестве представители академии привлекаются к законотворческому процессу? Участвуют ли в подготовке разъяснений ВАС РФ и других судов по вопросам применения и толкования права?
– Ученые МГЮА входят во все экспертные и научно-консультативные советы органов власти, судебной системы и широко привлекаются к подготовке и проведению экспертиз различных законопроектов. К сожалению, не всегда высказываемые мнения учитываются законодателем. Но мы не опускаем рук – работа по дальнейшему развитию законодательства и совершенствованию правоприменительной практики должна продолжаться.
– Весной этого года вышел Ваш совместный с Д.М. Щекиным труд «Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву». Скажите, как появилась идея такого масштабного проекта?
– Идея подготовить исследование о современном развитии науки финансового права возникла после изучения труда К.С. Бельского сноска 2, в котором собраны и систематизированы основные монографические исследования XIX–XX вв. Нам захотелось проанализировать, чего добилась наука в последние десятилетия. В сборе и обработке материалов колоссальную помощь нам оказали преподаватели кафедр МГЮА, МГУ и многие другие. Сейчас мы продолжаем собирать материалы и планируем издать новый комментарий.
Московская государственная юридическая академия (МГЮА) основана в 1931 г. на базе центральных заочных курсов советского права, 15 июня 1993 г. получила статус академии. В настоящее время это 27 кафедр, более 100 докторов и 300 кандидатов наук, 14 заслуженных деятелей науки и 15 заслуженных юристов.
В разные годы в академии работали известные отечественные правоведы: О.Ф. Шишов, В.А. Рясенцев, А.М. Васильев, А.Б. Венгеров, М.А. Гурвич, М.С. Шакарян, З.М. Черниловский, В.С. Мартемьянов, О.Е. Кутафин, В.Н. Кудрявцев и др.
Выпускниками академии в разные годы были: А.П. Торшин, заместитель Председателя Совета Федерации РФ, С.С. Собянин, руководитель аппарата Правительства РФ, О.А. Егорова, председатель Московского городского суда, Ю.Ю. Семин, прокурор г. Москвы, и др.
– Вы являетесь экспертом Экспертного совета по праву ВАК Министерства образования и науки РФ. Как Вы оцениваете требования, предъявляемые к претендентам на соискание ученой степени?
– Мы видим ужесточение требований ВАК к качеству диссертаций по юридическим наукам и к работе диссертационных советов. Это касается процедуры формирования и работы диссертационных советов, публикации соискателями результатов своих исследований в соответствующих печатных изданиях и др. Для повышения качества диссертационных исследований и эффективности внедрения их результатов в практику это совершенно необходимо.
– Чего больше у диссертантов сегодня – желания сказать свое слово в науке или же просто обзавестись ученой степенью?
– Во все времена соискатели преследовали различные цели, включая удовлетворение собственных амбиций. Как показывает опыт, исследований, меняющих наши представления об общественном развитии, углубляющих представления о закономерностях протекания различных процессов, совсем немного. Теоретическая ценность диссертации становится явной при ознакомлении с положениями, выносимыми на защиту.
К сожалению, приходится встречаться с работами, в которых соискатель с серьезным видом доказывает очевидное, например возрастающую роль налогов и контроля или важность увеличения доходной части бюджета на современном этапе развития. Но что нового вносит это положение в развитие теории финансового права? Разве подобный вывод делается в науке впервые? А в ответ слышишь, что данный вывод сформулирован впервые самим соискателем. Вспоминается юмореска, где певец объявляет: «Романс исполняется впервые… мною».
– Приходилось ли Вам «отбраковывать» диссертации? По каким причинам ВАК не утверждает решений ученых советов о присвоении ученой степени? Много ли «халтуры» среди диссертаций финансово-правовой тематики?
– За время работы в Экспертном совете по праву ВАК приходилось давать отрицательные заключения на «успешно» защищенные и представленные в ВАК для утверждения работы. Отрицательные заключения были связаны с «мелкотемьем», отсутствием теоретической новизны, актуальности исследования и, как это ни прискорбно, заимствованиями из других работ, когда автор «забывал» делать ссылки на использованную литературу.
Вспоминается случай, когда соискатель «позаимствовал» уже защищенную работу по другой юридической специальности, внеся лишь незначительные коррективы в план и содержание. Из девяти положений, вынесенных на защиту, восемь были переписаны слово в слово. В качестве одного из оппонентов выступал соавтор диссертанта по нескольким публикациям, о чем сам соискатель «скромно» умолчал. Когда эти факты вскрылись, соискатель был приглашен на заседание Экспертного совета, но не явился. В итоге в адрес диссертационного совета было не просто вынесено замечание – его работа была приостановлена. Вузу пришлось менять состав диссертационного совета и проходить новое утверждение. Надо сказать, что похожие факты встречаются и в других юридических науках.
Полагаю, что подобные меры дают возможность повысить ответственность самих соискателей, кафедр и диссертационных советов за выполняемые диссертационные работы.
– Диссертации готовят не только вчерашние выпускники вузов, но и юристы с практическим опытом. Отличаются ли эти работы друг от друга?
– К исследовательской работе приходят самым разным путем. Работы людей, имеющих значительный практический опыт, как правило, отличает самостоятельный выбор темы и понимание ее актуальности, фундаментальность, глубокое понимание проблем теоретического и практического свойства, ориентированность на результат – желание внести изменения в правовое регулирование тех или иных отношений, а также воздействовать на правоприменительную практику.
Работы аспирантов – вчерашних студентов в большей мере носят теоретический характер, темы рекомендованы их научными руководителями. Но и среди таких работ встречается много интересных и оригинальных, с нестандартными выводами. Молодые исследователи не обременены отрицательным практическим опытом, что зачастую самым положительным образом сказывается на развитии теории и практики. На мой взгляд, науке нужны исследования и молодых ученых, и специалистов-практиков.
Нельзя не сказать об одном негативном явлении последнего времени – написании диссертаций под заказ и защите их людьми, не имеющими никакого отношения ни к науке, ни к исследуемой проблематике.
В целях противодействия подобным фактам и в соответствии с требованиями ВАК на заседания Экспертного совета приглашаются соискатели, не работающие в учебных или научно-исследовательских заведениях. Им задаются вопросы об актуальности, теоретической новизне и практической значимости диссертации. Бывают случаи, когда соискатели с удивлением узнают, что они являются авторами научных статей: они не в состоянии воспроизвести их название, не знают, в каких журналах эти статьи опубликованы, сколько глав в их работе и как они называются. Так, один соискатель был поражен, когда узнал, что предлагает создание нового органа финансового контроля и принятие нового федерального закона. Какого органа и какого закона, соискатель пояснить не смог. Подобные факты свидетельствуют о том, что работу «вновь испеченный кандидат» даже не читал, а защита проведена формально, в нарушение нормативных требований.
Безусловно, по такой диссертации Экспертный совет принимает отрицательное решение и объявляет замечание диссертационному совету, которое при повторном выявлении подобного случая приводит к приостановке деятельности совета. Помимо этого, научный руководитель, оппоненты и ведущая организация подпадают под особый контроль ВАКа и научной общественности. Как сказал Козьма Прутков, «единожды солгавши, кто тебе поверит?».
– Елена Юрьевна, не могли бы Вы дать один общий совет человеку, который размышляет над тем, стоит ли ему готовить диссертацию.
– Занимаясь преподавательской и научной деятельностью более 25 лет, я твердо убеждена, что защита диссертации не должна становиться самоцелью, а наличие кандидатской или докторской степени – модой или обязательным требованием для роста карьеры.
Можно быть прекрасным специалистом, но не заниматься специально научными исследованиями. Наука – это особая сфера. В то же время, если думающий специалист не может не заниматься творчеством, если это его внутренняя потребность, то тогда создается нечто подлинное, раздвигающее научные горизонты. Поэтому, если у человека есть способности к исследовательской работе и внутренняя потребность научного поиска, заниматься подготовкой диссертации надо обязательно. Только так мы преодолеваем себя, развиваемся и совершенствуемся как специалист и как личность.
Интервью подготовила Маргарита Завязочникова,
юрист, эксперт-редактор журнала «Налоговед»