Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Банки и высокообеспеченные физические лица «под прицелом» ОЭСР

30, Августа 2009

 

КОРОТКО О СОБЫТИИ

Событие:
Форум налогового администрирования ОЭСР (Fifth OECD Forum on Tax Administration)
28–29 мая 2009 г., г. Париж
 
Темы обсуждения:
Возможные действия налоговых органов и налогоплательщиков во время мирового финансового кризиса
Представление подготовленных рабочими группами ОЭСР докладов:
О построении прозрачной системы соблюдения налогового законодательства банками (Building Transparent Tax Compliance by Banks);
О стимулировании высокообеспеченных физических лиц к соблюдению налогового законодательства (Engaging with High Net Worth Individuals [HNWI] on Tax Compliance).
 
В обсуждении приняли участие:
более 100 представителей из 34 государств, включая Россию
 
Ключевым событием Форума стало представление рабочими группами ОЭСР докладов о результатах исследования вопроса противодействия агрессивному налоговому планированию, заявленного на прошедшем в 2008 г. Форуме в Кейптауне (ЮАР) сноска 1.

В первом докладе анализируется роль банков в агрессивном налоговом планировании и ответные действия налоговых органов на негативную банковскую практику. Рабочей группой обозначены критерии «благоприятной» практики банков и предложены рекомендации налоговым органам.
Во втором докладе приведены результаты исследования соблюдения налогового законодательства физическими лицами с высоким доходом (капиталом). По мнению ОЭСР, таким налогоплательщикам налоговые органы должны уделять пристальное внимание в силу характера их бизнеса, комплексного влияния на целостность налоговой системы, существенных налоговых поступлений в бюджет, а также возможного агрессивного налогового планирования. Отмечен положительный опыт налоговых органов по образованию специальных налоговых подразделений, администрирующих только эту группу налогоплательщиков. Такая работа способствует открытому диалогу с налогоплательщиками (их налоговыми консультантами) и направлена на улучшение ситуации с соблюдением налогового законодательства этой категорией налогоплательщиков.

Улучшение качества налогового администрирования должно строиться также на основе исследования видов агрессивного налогового планирования, в которое могут быть вовлечены указанные налогоплательщики, и рынка таких услуг (изучение круга лиц, оказывающих услуги, и мотивации налогоплательщиков). При этом налоговые органы должны учитывать интересы налогоплательщиков: сохранение в тайне сведений, сообщаемых налоговым органам, сбережение капитала и обеспечение его передачи будущим поколениям.

Предложено стимулировать налогоплательщиков к раскрытию информации и участию в соответствующих программах, хотя оговорено, что для начала следует изучить, применимы ли к данной категории физических лиц основные принципы концепции кооперативного налогового администрирования (основана на взаимопонимании и сотрудничестве налоговых органов и налогоплательщиков):

расширение контактов;

предварительное заполнение налоговой отчетности (pre - filing program);

привлечение налоговых консультантов к разработке изменений законодательства, затрагивающих их клиентов;

достижение высокого уровня прозрачности и раскрытия информации сверх законодательно установленного уровня;

обеспечение определенности по ключевым вопросам, волнующим налогоплательщиков, которые готовы полностью раскрыть информацию о несоблюдении ими налогового законодательства в прошлом.

Доклады были одобрены участниками Форума, по результатам работы которого принято итоговое коммюнике сноска2.

Материал подготовлен Д.И. Крымским,  юристом юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

 

сноска 1 См.: Крымский Д.И. Агрессивное налоговое планирование в свете Доклада ОЭСР // Налоговед. 2008. № 3. С. 65.
сноска 2 С текстами докладов и итогового коммюнике можно ознакомиться на сайте ОЭСР. –
URL: http://www.oecd.org/dataoecd/5/25/42798312.pdf;
http://www.oecd.org/dataoecd/5/29/42797744.pdf; http://www.oecd.org/dataoecd/29/12/42885057.pdf.