Только для непослушных
С.Г. Пепеляев,
канд.юрид.наук,
главный редактор журнала «Налоговед»,
управляющий партнер юридической
компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Можно ли предпринимателя, оштрафованного налоговой инспекцией за занижение сумм платежей, привлечь еще и к уголовной ответственности?
Как в такой ситуации должен применяться конституционный принцип однократности наказания?
Какому взысканию – административному или уголовному – следует отдать приоритет в случаях нарушений налогового законодательства?
Вопросы далеко не праздные. Довольно часто их задают практики. Теперь они встали и перед Конституционным Судом РФ, в который поступила жалоба гражданина, привлеченного к ответственности дважды.
В свое время законодатель высказался по этому вопросу, правда, недостаточно твердо: налоговый орган передает следствию материалы проверки только в том случае, если налогоплательщик не погасил недоимку, пени и штрафы в двухмесячный срок (пункт 3 ст. 32 НК РФ). Однако остается возможность возбуждения уголовного дела «по собственной инициативе» милиции даже без налоговой проверки, что и происходит в большинстве случаев.
В связи с этим своевременной и правильной явилась инициатива группы депутатов Госдумы РФ, представившей законопроект о реформировании оснований и порядка привлечения к ответственности за налоговые преступления.
Предлагается закрепить, что факт налогового правонарушения может быть установлен только налоговым органом и отражен в его решении. Когда после всех обжалований это решение вступит в законную силу и налогоплательщик в установленный срок не исполнит требования инспекции об уплате доначислений, материалы проверки при наличии признаков состава преступления могут быть переданы следственным органам.
Предлагается поправить и Закон «О милиции»: при выявлении соответствующих обстоятельств органы внутренних дел обя-заны направлять материалы в налоговую инспекцию для установления факта налогового правонарушения и принятия соответствующего решения.
Изменения коснутся и Уголовного кодекса РФ: если уголовное дело возбуждено, но до окончания предварительного расследования доначисления погашены, лицо, впервые привлеченное к ответственности, освобождается от дальнейшего преследования.
Предложенное ограничение «жесткого разговора» государства с налогоплательщиками – разумная мера. Она более эффективно и правильно взаимоувязывает государственные фискальные интересы с конституционными правами граждан и реалиями бизнеса.
Вряд ли сбудутся опасения, что налогоплательщики откажутся защищать свои интересы и не станут обжаловать решения налоговых органов, а будут оплачивать доначисления по принципу «как бы чего не вышло». Просто времени на раздумья станет меньше.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
канд.юрид.наук,
главный редактор журнала «Налоговед»,
управляющий партнер юридической
компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»