Скрытые опасности лицензионных платежей при импорте товаров, или Таможня не дает добро
Суть проблемы
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона РФ от 21.05.1993 №5003-1 «О таможенном тарифе» (далее– Закон) таможенная стоимость товаров, ввозимых натаможенную территорию РФ,– это стоимость сделки, тоесть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате затовары при ихпродаже наэкспорт в РФ.
В соответствии сподпунктом 3 пункта 1 статьи 19.1 Закона при определении таможенной стоимости ввозимых товаров методом «по стоимости сделки сввозимыми товарами» к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате заэти товары, должны быть дополнительно начислены платежи заиспользование объектов интеллектуальной собственности (в том числе лицензионные платежи), вслучае если одновременно выполняются несколько условий.
Дополнительные платежи заиспользование объектов интеллектуальной собственности начисляются вслучае одновременного выполнения следующих условий:
Эти условия неоднозначны идопускают различную интерпретацию. При попытке оценить необходимость включения лицензионных платежей втаможенную стоимость ввозимых товаров напрактике возникает множество вопросов.
Что понимается под «условием продажи товара»: условие продажи товаров наэкспорт в РФ либо продажи импортером навнутреннем рынке?
Что считать «косвенным» признаком лицензионных платежей вкачестве условия продажи товаров?
Необходимо лиувеличивать таможенную стоимость импортируемых товаров вслучае, если лицензионные платежи уплачиваются компании, которая владеет правами натоварные знаки, нопродажами товара незанимается?
Что делать, если платежи неотносятся копределенному наименованию, виду ввозимого товара?
Позиция компаний-импортеров
На практике компании-импортеры, следуя буквальному толкованию Закона, полагают, что действующее законодательство несодержит требований овключении лицензионных платежей, если не выполняется хотя бы одно условие из предусмотренных Законом, вчастности вследующих случаях:
лицензионные платежи не производятся впользу продавца либо третьим лицам в пользу продавцов и, следовательно, не могут рассматриваться как элемент цены для определения стоимости ввозимого товара;
уплата лицензионных платежей неявляется условием продажи товаров от иностранных производителей компаниям-импортерам;
лицензионные платежи осуществляются вобмен наширокий объем прав вотношении объектов интеллектуальной собственности, предоставляемых иностранным лицензиаром, втом числе напроизводство товаров иих продвижение нароссийский рынок. Как следствие, лицензионные платежи могут относиться нетолько кввозимым товарам, новнекоторых случаях ик иным видам деятельности компаний, втом числе кпроизводству товаров натерритории РФ.
При этом при оценке выполнения условий Закона импортерами учитываются все особенности организации деятельности в РФ, втом числе структурирование импортных поставок, специфика лицензионных соглашений, объем передаваемых прав интеллектуальной собственности, условия уплаты лицензионных платежей ипр.
Новый подход таможенных органов
До недавнего времени таможенные органы соглашались страктовкой положений Закона, применяемой импортерами, ине выдвигали требований овключении лицензионных платежей втаможенную стоимость товаров при невыполнении хотя бы одного изпредусмотренных Законом критериев. Однако внастоящее время, несмотря наотсутствие каких-либо изменений вдействующем законодательстве, таможенные органы перестали разделять позицию бизнеса.
Таможенные органы, во многом вольно трактуя положения Закона, стали требовать уроссийских компаний-импортеров включения втаможенную стоимость товаров любых лицензионных платежей. Поих мнению, подобные платежи по умолчанию должны рассматриваться как относящиеся коцениваемым товарам иявляющиеся условием ихпродажи, независимо от:
невыполнения одного и(или) нескольких условий Закона;
структурирования договорных отношений между импортером, продавцом товара илицензиаром;
объема передаваемых прав полицензионному договору;
условий определения размера ивыплаты лицензионных платежей;
иных особенностей структуры импорта изаключенных лицензионных договоров.
Примечательно, что даже при невыполнении всех условий Закона таможенные органы тем не менее приходят квыводу оналичии «косвенного» отношения лицензионных платежей кввозимым товарам инастаивают накорректировке таможенной стоимости. Проиллюстрировать такой подход можно напримере ситуаций, когда при определении размера таможенной стоимости игнорируется оценка следующих фактов:
являются липродавец илицензиар одним лицом либо это два разных контрагента импортера, адоговор поставки илицензионное соглашение несвязаны друг сдругом;
относятся лилицензионные платежи только кввозимым товарам либо распространяются в том числе ина товары, производимые в России, либо посоглашению передается более значительный объем прав.
Мнение налоговых консультантов
Позиция таможенных органов– это по меньшей мере расширительная трактовка действующего законодательства, которое несодержит концепции «косвенного отношения кввозимым товарам», аоперирует лишь понятием «косвенное условие продажи».
По сути, таможенные органы настаивают навключении лицензионных платежей втаможенную стоимость товаров вовсех случаях, когда компания-импортер вступает влицензионные отношения синостранным лицензиаром.
Помимо трудностей толкования условий включения лицензионных платежей втаможенную стоимость ввозимых товаров, отдельную проблему представляет практическая реализация требований таможенных органов. Единой установленной методологии определения таможенной стоимости сучетом лицензионных платежей нет нив законодательстве, нивпрактике таможенных органов. В отсутствие нормативной базы методика расчета иправила декларирования, используемые различными таможенными постами, существенно различаются.
В соответствии с Законом расчет величины лицензионных платежей, подлежащих включению втаможенную стоимость товаров, надлежит определять намомент ввоза товаров итаможенного оформления. Нозачастую произвести такой расчет вмомент ввоза итаможенного оформления товаров затруднительно. Как правило, алгоритм расчета лицензион-ных платежей связан спроцентом дохода отпродажи товаров втечение определенного периода времени. Данная величина неизвестна намомент ввоза, более того, момент реализации товаров значительно отличается вовремени отмомента ихввоза. Следовательно, метод «по стоимости сделки сввозимыми товарами» неможет быть применен.
Раздельный учет реализации импортных иотечественных товаров, обозначенных одной торговой маркой и(или) обладающих иными одинаковыми характеристиками, нецелесообразен сточки зрения бизнеса изатруднителен либо невозможен вбольшинстве бухгалтерских систем учета. Вследствие этого определить, какая именно величина лицензионных платежей относится копределенной партии ранее ввезенных товаров, практически невозможно.
Кроме того, отсутствует установленный перечень документов, необходимых для документального подтверждения достоверности информации оразмере лицензионных платежей.
Опыт европейских стран
Интересна практика зарубежных стран, особенно всвете того, что Россия– член Всемирной таможенной организации и российское таможенное законодательство вобласти таможенной оценки вомногом основано напринципах международного законодательства сноска 1.
В части условий, при которых лицензионные платежи подлежат включению втаможенную стоимость оцениваемых товаров, вевропейских странах разработаны специальные нормативные документы, устанавливающие подходы таможенных органов. При этом индивидуальный подход иоценка всей совокупности условий иособенностей сделки иорганизации ввоза товаров определенным импортером– основополагающий принцип при оценке необходимости включения лицензионных платежей ипроведения соответствующих расчетов.
Ярким примером такого подхода являются Комментарии №11 Комитета по Таможенному кодексу сноска 2, всоответствии ско-торыми таможенными органами должен быть исследован целый ряд вопросов (индикаторов) для принятия финального решения отом, считать лиуплату лицензионных платежей условием продажи (в случаях, когда такое условие прямо не оговорено в договорах). Вцелях таможенного контроля европейские таможенники тщательно исследуют вопросы, связан-ные сплатежами заобъекты интеллектуальной собственности, применительно ккаждой конкретной сделке. К рассмотрению вопроса овключении лицензионных платежей втаможенную стоимость товаров они подходят сучетом положений лицензионных договоров ииных обстоятельств, связанных сдеятельностью компаний насоответствующей территории. Известны случаи, когда решение принимается как впользу включения лицензионных платежей втаможенную стоимость товаров, так ипротив него.
В большинстве европейских стран кметодике расчета сумм лицензионных платежей, подлежащих включению в таможенную стоимость оцениваемых товаров, применяется одинаковый подход. Он заключается в том, что в каждом конкретном случае методика, порядок декларирования и(или) корректировки таможенной стоимости, сроки уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей ииные вопросы согласовываются таможенным органом напрямую симпортером сучетом специфики положений лицензионных соглашений компании, особенностей ведения учета ит.п.
Оценка перспектив
Судебная практика по рассматриваемому вопросу только начинает формироваться, и к настоящему моменту суды еще невыработали единообразного правового подхода ктрактовке спорных норм таможенного законодательства. Однако, принимая вовнимание противоречивость интересов таможенных органов иимпортеров, нафоне нечетких инеоднозначных формулировок Закона неприходится сомневаться, что уже вближайшее время можно ожидать количественного роста подобных дел.
Перед судьями будет стоять непростая задача.
Во-первых, им предстоит выявить необходимые идостаточные условия включения лицензионных платежей втамо-женную стоимость товаров, которые могут применяться ковсем компаниям сучетом многообразия вариантов структурирования закупок илицензионных отношений, особенностей условий продажи товаров, различных положений лицензионных договоров ииной специфики, присущей каждому отдельному импортеру.
Во-вторых, должны быть разработаны единый подход копределению таможенной стоимости иметодологические принципы расчета идекларирования таможенных сборов сучетом конкретных особенностей определения, расчета ивыплаты лицензионных платежей импортерами.
Тем не менее очевидно, что даже выработка судами неких основополагающих принципов иподходов нестанет панацеей врешении данной проблемы, ведь каждое отдельное судебное постановление– это всего лишь решение по конкретному спору определенного импортера.
Следовательно, неизбежным представляется пересмотр действующего Закона вспорной части сцелью установления чет-ких критериев иположений, справедливых как сточки зрения фискальных интересов, так испозиций бизнеса, и, что немало-важно, реализуемых напрактике.