Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Баланс интересов нарушен. Конец иллюзии правового государства?

30, Июля 2009

 

Г. В.Баландина,
руководитель практики таможенного права ивнешнеторгового
регулирования юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»,
заслуженный юрист Российской Федерации
 
В поисках дополнительных бюджетных источников власти нередко принимают неординарные решения, к которым можно отнести и недавние изменения таможенного законодательства РФ вчасти уплаты таможенных платежей, в том числе акцизов и НДС
при ввозе товаров

В Таможенный кодекс РФ готовятся очередные поправки, которые, как планируется, вступят в силу с 1 октября 2009 года. Новые нормы существенно ужесточат правила уплаты иадминистрирования таможенных платежей. Этими нововведениями возвращаются существовавшие ранее сноска 1 административные процедуры, связанные свзиманием таможенных платежей.Таможенные органы будут наделены дополнительными властными полномочиями попринуждению куплате таможенных платежей, предусмотрена возможность самостоятельного изъятия имущества плательщиков без обсуждения сними размера взыскиваемой суммы.

Требование обуплате таможенных платежей

Принудительным мерам взыскания таможенных платежей подействующему ТК РФ предшествует выставление требования обих уплате сноска2. Такая последовательность действий– сначала требование, потом срок, достаточный для оспаривания, ауже потом принудительные меры– гарантирует ипредварительный судебный контроль, изащиту интересов плательщика вадминистративных процедурах.

 

ТАМОЖЕННОE АДМИНИСТРИРОВАНИE СЕГОДНЯ
В условиях постоянного роста объемов импорта иэкспорта, цен натрадиционные товары российского экспорта доходы федерального бюджета РФ отвнешнеторгового оборота за последние три года составили порядка 40–50%. Нодаже вэтих условиях таможенное администрирование подвергалось неустанной критике. Более 65% дел обоспаривании решений таможенных органов, связанных свзиманием таможенных платежей, ежегодно проигрываются таможенной службой. Доля контрабандного, контрафактного и«серого» импорта непозволительно велика, что привело кискажению условий конкуренции вотдельных секторах экономики– вплоть довывода «в тень» отечественного производства, например легкой промышленности.

 

Рассматриваемыми поправками предлагается следующее.

Введение нового понятия «уточненное требование обуплате таможенных пошлин, налогов». Срок исполнения такого требования неможет превышать 10 рабочих дней содня его получения, ноконкретный срок исполнения определяется таможенным органом вуказанном требовании. Такое определение срока предоставит таможенным органам возможность установить срок исполнения уточненного требования менее двух недель, чтобы плательщик неуспел оспорить его доистечения срока уплаты.

Обращение взыскания насуммы авансовых платежей или денежного залога без направления требования обуплате таможенных платежей ибез принятия решения обих бесспорном взыскании. Затаможенным органом закрепляется только обязанность проинформировать плательщика втечение одного дня после взыскания таможенных платежей засчет авансов или денежного залога, однако состав информации неустановлен.

Для многих участников внешнеэкономических отношений уплата таможенных платежей засчет авансов– удобная процедура расчетов стаможенными органами. Сумма таможенных платежей может уточняться впроцессе декларирования итаможенного оформления (ввиду изменения курса валют, определения таможенной стоимости ит.д.). Однако для российских административных процедур основной принцип выпуска товара– сначала деньги, потом товары.

В соответствии сТК РФ денежные средства ввиде авансовых платежей или денежного залога– это имущество плательщика, азначит, обратить взыскание нанего можно, только соблюдая определенную процедуру (выставить требования, установить срок для уплаты ит.д.) Поновым правилам плательщика можно лишить имущества, проинформировав его обэтом постфактум.

Обратим внимание на то, что, установив определенную процедуру обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (составление акта, сроки, форма) споследующим выставлением требования обих уплате, законодатель не ввел регламентирующих процедур для обращения взыскания наавансовые платежи иденежный залог. Возникает вопрос: если требование невыставляется, авзыскание производится, какой документ оттаможенного органа получит плательщик? По новым правилам направлению требования обуплате таможенных платежей предшествует составление акта офакте неуплаты, нообязанности таможенных органов направлять этот акт плательщику закон невводит. Что это– небрежность законодателя или юридическая уловка сцелью затруднить защиту плательщиком своих прав?

Взыскание неуплаченных таможенных платежей ответственным иностранным лицом с лица, выдавшего банковскую гарантию, или поручителя, а также обращение взыскания на предмет залога без выставления требования об уплате таможенных платежей, даже если иностранное лицо имеет филиал или представительство на территории РФ сноска3.

Дополнительные полномочия таможенных органов

Новые нормы ТК РФ предусматривают дополнительные, вотличие отсуществующих сноска4, полномочия таможенных органов попринуждению куплате таможенных платежей лицами, которые уже получили товары всвое распоряжение. Так, вводится механизм приостановления операций посчетам плательщика в банке. После вынесения решения обесспорном взыскании таможенных платежей таможенные органы вправе заблокировать банковские счета должника намесяц, апо его истечении вбанк направляется инкассовое поручение набесспорное списание сумм. В рамках этой процедуры предусматривается обязательное вручение плательщику копии решения оприостановлении операций по его счетам.

Таможенные органы получают право налагать арест наимущество плательщика таможенных платежей– юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для этого нужны только сам факт наличия задолженности поуплате таможенных платежей идостаточные основания полагать, что плательщик «примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество».
Как и в налоговом законодательстве, арест допускается только с санкции прокурора. Решение о наложении ареста предъявляется присутствующим при аресте лицам, ноплательщик имеет только право присутствовать при аресте своего имущества, если оноб этом узнает. Обязанности таможенного органа вручить постановление оналожении ареста наимущество его собственнику законопроект непредусматривает.

Решение оналожении ареста несвязано свыставлением требования обуплате таможенных платежей иего исполнением. Это означает, что таможенный орган необязан уведомлять собственника имущества опринятом решении ивыставлять требование обуплате таможенных платежей.

Сроки принудительного взыскания

Сроки выставления требования обуплате таможенных платежей инаправления решения обесспорном взыскании увеличиваются иперестают быть пресекательными. Вчастности, при нарушении требований иусловий таможенных процедур (таможенных режимов) требование обуплате таможенных платежей направляется втечение одного года после дня обнаружения нарушения (день составления протокола обадминистративном правонарушении) либо истечения «срока действия таможенного режима или применения таможенной процедуры». Уплата таможенных платежей является условием самых распространенных таможенных режимов– выпуска для внутреннего потребления иэкспорта.

Срок давности выставления требования увеличен законодателем с 10 рабочих дней содня обнаружения факта неуплаты (по действующему ТК РФ) домомента истечения срока, втечение которого всоответствии с КоАПРФ может быть составлен протокол обадминистративном правонарушении, плюс один год. Далее отведены 60 дней для вынесения решения обесспорном взыскании иеще месяц для его направления вбанк.

В течение всего обозначенного времени таможенный орган имеет взможность– если называть вещи своими именами– принуждать плательщика к«добровольной» уплате таможенных платежей под угрозой применения мер, останавливающих бизнес (арест имущества), либо изымать деньги плательщика путем обращения взыскания наавансовые платежи или денежный залог. При этом уплательщика нет юридически оформленных требований таможенных органов, которые он мог бы обжаловать.

Законодатель так ине устранил существующей неопределенности опризнании задолженности поуплате таможенных платежей безнадежной иподлежащей списанию. Новая статья, которой дополнен Кодекс, содержит отсылочную норму кПостановлению ПравительстваРФ от12.02.2001 №100. Однако внем отсутствует такое основание для списания задолженности, как вступившее взаконную силу решение суда опризнании неправомерными требований таможенного органа поуплате таможенных платежей. Истечение каких-либо сроков также отсутствует вперечне оснований. Таким образом, наличие задолженности уплательщика и, соответственно, риски наложения ареста на его имущество и обращения взыскания наавансовые платежи будут существовать сколь угодно долго даже при наличии вступившего в силу решения суда в его пользу. 

 

сноска 1 До1999г., когда была принята первая часть Налогового кодексаРФ (с базовыми принципами правоотношений между плательщиками вбюджет иналоговыми итаможенными органами наоснове баланса прав иобязанностей бизнеса ивласти).
сноска 2 Вэтом формализованном документе лицо извещается отом, что оно должно уплатить таможенные платежи, указывается ихразмер иоснования направления требования. Лицу дается срок наисполнение либо оспаривание требования, который неможет быть менее 10 рабочих иболее 20 календарных дней содня получения требования. Если требование неисполняется вустановленный срок ине оспаривается вустановленном порядке, вступает вдействие государственный механизм принуждения.
сноска 3 Остается надеяться, что это нововведение направлено против иностранных перевозчиков, которые недоставили товар при осуществлении международных перевозок.
сноска 4 Сейчас основное оружие таможни вборьбе снепокладистыми импортерами– так называемый полный таможенный досмотр совскрытием всех упаковочных мест, пересчетом иперевзвешиванием (применительно кбольшим партиям товаров эта процедура может занять недели). Однако этим «оружием» можно пользоваться, когда товары еще находятся встадии таможенного оформления.
Планируемые с01.10.2009 изменения таможенного законодательства существенно ужесточат правила уплаты иадминистрирования таможенных платежей
 
Ключевые слова: таможенный орган, ввоз товара, НДС, акциз, таможенный платеж, срок