Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Реформа налоговой системы России продолжается. Чего ждать бизнесу?

30, Июля 2009

 

КОРОТКО О СОБЫТИИ

Событие:

Форум налоговых директоров
14 мая 2009 г., г. Москва
 
Организатор:
Налоговый комитет Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)
 
Тема обсуждения:
Навигация в условиях финансового кризиса – налоговые вопросы
 
В обсуждении приняли участие:
заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина
России С. В. Разгулин, начальник отдела  налоговой политики Минэкономразвития России Т. А. Илюшникова, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам М. Ю. Орлов, налоговые консультанты и адвокаты, представители европейский компаний, работающих в России
 

В ответ на вопрос открывшей Форум председателя Налогового комитета АЕБ А.В. Лаврентьевой, закончена ли налоговая реформа в России, заместитель директора Департамента налоговой и  таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин рассказал о предложениях Минфина России по совершенствованию налоговой системы. Они изложены в Основных направлениях налоговой политики на 2010–2012 гг. и нацелены не только на преодоление экономического кризиса, но и на стимулирование развития бизнеса в России. Единственным исключением выступающий назвал замену ЕСН страховыми платежами, которая не повлечет снижения налоговой нагрузки.

Участники Форума поделились проблемами, которые следует решать и на законодательном уровне: предоставление займов и безвозмездная передача денежных средств (иного имущества) одной компанией холдинга другой, вклады в уставный капитал, совместное финансирование (распределение) расходов компаниями холдинга, реструктуризация долгов. Факторинг, конвертация долгов в капитал, переуступка прав требования, новация и другие способы реструктуризации влекут вопросы при налоговом учете, к тому же контролирующие органы, включая Федеральную службу по финансовым рынкам, исходят из того, что прибегающие к таким способам компании преследуют единственную цель – обойти запреты российского законодательства. Требуют усовершенствования и действующие правила налогооб-ложения хеджирования финансовых рисков, тем более в связи с реализацией идеи создания в России международного финансового центра.

Не остались без внимания и вопросы налогового администрирования. Заместитель председателя Налогового комитета АЕБ В. М. Зарипов привел примеры использования налоговыми органами новых способов налогового контроля и расширения сфер контроля, рассказал об изменениях в досудебном порядке урегулирования спора, которые вступили в силу с 1 января 2009 г. Указав на тенденцию повышения эффективности налоговых проверок, он предложил компа-ниям стратегию деятельности в новых условиях, привел ключевые решения арбитражных судов, предоставляющие налогоплательщикам новые возможности защиты своих прав.

Председатель экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Госдумы ФС РФ по бюджету и налогам М. Ю. Орлов высказал предположение о возможном ужесточении налогового контроля в связи с существенным сокращением доходов бюджета. В такой ситуации компаниям нужно быть готовыми раскрыть информацию налоговым органам о себе и о совершаемых сделках. Говоря о незаконных решениях налоговых органов, которых, как показывает судебная практика, немало, М. Ю. Орлов заявил о необходимости введения уголовной ответственности должностных лиц налоговых органов, принимающих заведомо незаконные решения.

По мнению директора Судебного департамента ТНК‑ВР В. В. Кузнецова, взыскание с налоговых органов судебных расходов в случае выигрыша спора налогоплательщиком и процентов за несвоевременный возврат переплаты по налогам могут их дисциплинировать.

Участники Форума предложили его организаторам проводить подобные мероприятия чаще, чтобы оперативно обсуждать предложения власти, практику контролирующих органов и судов.