Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности

30, Апреля 2009

 

Доктор юридических наук И.В. Цветков рецензирует диссертационное исследование о правовых средствах налогового стимулирования инновационной деятельности
 
Тема диссертации:
«Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности» (диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук)
 
Автор:
С.В. Васильев,
директор Департамента
по законодательству
ТПП РФ
 
Работа выполнена:
на кафедре финансового права ГОУ высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
 

В результате проведенного исследования автором были предложены новые положения и сделаны следующие выводы.


1. Сформулирована и впервые определена система таких понятий и категорий как «налоговое стимулирование», «методы налогового стимулирования», «инновационная организация».
 

2. Разработана классификация правовых инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности (по субъек-тивному и объективному принципам; в зависимости от влияния на определенные элементы [стадии] научной или инновационной деятельности; по направлениям стимулирующего воздействия). По мнению автора, при подготовке предложений по совершенствованию налогового законодательства в целях стимулирования инноваций необходимо построить такую систему льгот и преференций, которая бы охватывала все возможные направления стимулирования, все стадии инновационного процесса и всех его участников, а также осуществлялась всесторонне – на федеральном уровне (по федеральным налогам и сборам), на уровне субъектов Российской Федерации (по региональным налогам) и муниципальных образований (по местным налогам).


3. Система правовых мер налогового стимулирования инновационной деятельности должна формироваться с использованием классификации налоговых инструментов, основанной на направлениях стимулирующего воздействия. Эта классификация предусматривает разделение указанных инструментов на четыре целевые группы:
направленные на создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования и инновационную продукцию;
предусматривающие создание налоговых стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу;
меры налогового стимулирования граждан к участию в инновационной деятельности;
общие правовые меры налогового характера, направленные на снижение издержек при осуществлении научной и инновационной деятельности.


4. Целесообразно включить в пункт 2 статьи 11 части первой Налогового кодекса РФ следующее определение инновацион-ных организаций: «Под инновационными организациями в настоящем Кодексе понимаются организации, использующие результаты экспериментальных разработок, научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности, у ко-торых доля доходов от реализации усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), реализации прав интеллектуальной собственности на новые или усовершенствованные способы (технологии) производства и иные нововведения, используемые при производстве и (или) реализации продукции (товаров, работ, услуг) составляет не менее 50 процентов от суммы всех доходов за предыдущий календарный год. Сумма указанных доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ».


5. Выявлена целесообразность введения специального режима налогообложения научных и инновационных организаций, что влечет за собой дополнение части второй Налогового кодекса РФ новой главой 265 «Система налогообложения для научных и инновационных организаций», предусматривающей комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций (снижение налогового бремени, решение проблем в сфере налогового учета, отчетности и налогового администрирования).


В рамках вышеназванного специального налогового режима, на который научные и инновационные организации могут переходить в добровольном порядке, предлагается освободить их от уплаты налога на прибыль, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и земельного налога. Вместо этих налогов предлагается установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных доходов, определяемых на основании статей 249 и 250 Налогового кодекса РФ. При этом налоговые ставки в пределах от 3 до 6% устанавливаются зако-нами субъектов Российской Федерации.

Налоговой базой по единому налогу предлагается признавать денежное выражение доходов, а налоговым периодом – определить календарный год. Соответствующий проект федерального закона включен в дис-сертационную работу в виде приложения.


6. В целях обеспечения налогового стимулирования инновационной деятельности предлагается комплекс мер, предусматривающий внесение многочисленных изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ (по вопросам предоставления инвестиционного налогового кредита), а также в некоторые главы части второй Налогового кодекса РФ в отношении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций, земельного налога (в том числе в виде конкретных законопроектных предложений).

 

Предложенные автором определния
Налоговое стимулирование – это целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществ-ления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности (в контексте диссертационного исследования – инновационной деятельности).
Методы налогового стимулирования – это определенные приемы и способы, используемые в нормотворческой деятельности при установлении налоговых льгот и иных мер налогового характера, направленных на предоставление имущественных или иных экономических приоритетов отдельным категориям налогопла-тельщиков или плательщиков сборов.
 

Научная рецензия

 

Рецензент
И.В. Цветков, профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения МГУ им. М.В. Ломоносова докт. юрид. наук
Комплексное исследование правовых средств налогового стимулирования инновационной деятельности проведено в юридической науке впервые

 

В подготовленной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года особое место отведено инновациям как ведущему фактору экономического роста. Предполагается, что Россия должна в бли-жайшее время занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг. Для достижения этой цели планируется сформировать условия, способствующие массовому появлению инновационных компаний во всех сек-торах экономики. Одним из таких условий является налоговое стимулирование инновационной деятельности.


 Данное обстоятельство определяет актуальность, а также теоретическую и практическую значимость выбранной С.В. Ва-сильевым темы исследования. Автор диссертации поставил перед собой задачу проанализировать основные формы финансово-го стимулирования инновационной деятельности, исследовать правовую природу содержания, методологии налогового стиму-лирования инноваций, определить основные направления правового стимулирования инноваций и разработать предложения по изменению законодательства, направленного на развитие инновационной деятельности.


С.В. Васильев в процессе работы над диссертацией исследовал зарубежный опыт налогового стимулирования инновацион-ной деятельности, рассмотрел исторические аспекты этого явления, проанализировал многочисленные нормативные правовые акты, изучил научную, учебную и справочную литературу.


 Впервые в юридической науке автором проведено комплексное исследование правовых средств налогового стимулирования инновационной деятельности и предложены вызванные современными потребностями необходимые изменения в налоговое законодательство.


Анализируя программные и нормативные документы органов государственной власти субъектов Федерации по вопросам инновационного развития экономики, С.В. Васильев приходит к выводу о необходимости гармонизации законодательных норм и правовой терминологии. В связи с этим он считает необходимой разработку базового федерального закона, а в качестве аль-тернативы – внесение дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».


В диссертации приведен подробный перечень существующих инструментов налогового стимулирования в инновационной сфере, детально исследуются правовые нормы налогового законодательства. Особое внимание уделено положениям, введенным в НК РФ с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-83 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». На основе анализа существующих правовых норм автор делает вывод, что льготы и иные преференции для инновационных и научных организа-ций вводились и отменялись бессистемно, многие инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности не-достаточно эффективны и не отвечают требованиям времени.


Автор предлагает использовать классификацию налоговых инструментов, основанную на мерах стимулирующего воздействия, – создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования, для инвестирования в науку, а также общие правовые меры налогового характера, направленные на снижение издержек научной и инновационной деятельности.
Заслуживают поддержки положения, вынесенные автором на защиту, а также основные выводы и предложения, направлен-ные на совершенствование законодательства в целях налогового стимулирования научных и инновационных организаций. Следует согласиться с выделенными диссертантом методами налогового стимулирования (в частности, уменьшение налоговых ста-вок, налоговые каникулы, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит), с предложенной классификацией правовых средств налогового стимулирования по целевому признаку; с предложением о законодательном закреплении специально-го режима налогообложения научных и инновационных организаций.


Вместе с тем некоторые выносимые на защиту положения следует признать дискуссионными. Предложенное автором определение термина «налоговое стимулирование» представляется не вполне удачным. На наш взгляд, более правильно было бы говорить о том, что налоговое стимулирование представляет собой комплекс правовых действий (мер), направленных на усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в проведении общественно полезной или иной поощряемой деятельности за счет перспективы получения дополнительных имущественных благ, способствующих улучшению их экономического положе-ния.


Говоря о налоговом стимулировании, автор имеет в виду только так называемое позитивное стимулирование. Но нельзя упускать из виду, что существует и негативное стимулирование, которое представляет собой совокупность правовых действий (мер), направленных на усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в проведении общественно полезной или иной поощряемой деятельности из-за перспективы утраты имеющихся имущественных благ. Практика показывает, что высокая эффективность налогового стимулирования может быть достигнута только при умелом комплексном сочетании мер позитивного и негативного стимулирования.
Однако отмеченные недостатки носят дискуссионный характер и ни в коей мере не влияют на общее положительное впечатление от проведенного диссертантом исследования, результаты которого характеризуются большой теоретической и практической значимостью и научной новизной.