Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности
«Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности» (диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук)
С.В. Васильев,
директор Департамента
по законодательству
ТПП РФ
на кафедре финансового права ГОУ высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
В результате проведенного исследования автором были предложены новые положения и сделаны следующие выводы.
1. Сформулирована и впервые определена система таких понятий и категорий как «налоговое стимулирование», «методы налогового стимулирования», «инновационная организация».
2. Разработана классификация правовых инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности (по субъек-тивному и объективному принципам; в зависимости от влияния на определенные элементы [стадии] научной или инновационной деятельности; по направлениям стимулирующего воздействия). По мнению автора, при подготовке предложений по совершенствованию налогового законодательства в целях стимулирования инноваций необходимо построить такую систему льгот и преференций, которая бы охватывала все возможные направления стимулирования, все стадии инновационного процесса и всех его участников, а также осуществлялась всесторонне – на федеральном уровне (по федеральным налогам и сборам), на уровне субъектов Российской Федерации (по региональным налогам) и муниципальных образований (по местным налогам).
3. Система правовых мер налогового стимулирования инновационной деятельности должна формироваться с использованием классификации налоговых инструментов, основанной на направлениях стимулирующего воздействия. Эта классификация предусматривает разделение указанных инструментов на четыре целевые группы:
направленные на создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования и инновационную продукцию;
предусматривающие создание налоговых стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу;
меры налогового стимулирования граждан к участию в инновационной деятельности;
общие правовые меры налогового характера, направленные на снижение издержек при осуществлении научной и инновационной деятельности.
4. Целесообразно включить в пункт 2 статьи 11 части первой Налогового кодекса РФ следующее определение инновацион-ных организаций: «Под инновационными организациями в настоящем Кодексе понимаются организации, использующие результаты экспериментальных разработок, научной (научно-исследовательской) или научно-технической деятельности, у ко-торых доля доходов от реализации усовершенствованной или принципиально новой продукции (товаров, работ, услуг), реализации прав интеллектуальной собственности на новые или усовершенствованные способы (технологии) производства и иные нововведения, используемые при производстве и (или) реализации продукции (товаров, работ, услуг) составляет не менее 50 процентов от суммы всех доходов за предыдущий календарный год. Сумма указанных доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ».
5. Выявлена целесообразность введения специального режима налогообложения научных и инновационных организаций, что влечет за собой дополнение части второй Налогового кодекса РФ новой главой 265 «Система налогообложения для научных и инновационных организаций», предусматривающей комплексное решение вопросов налогообложения указанных организаций (снижение налогового бремени, решение проблем в сфере налогового учета, отчетности и налогового администрирования).
В рамках вышеназванного специального налогового режима, на который научные и инновационные организации могут переходить в добровольном порядке, предлагается освободить их от уплаты налога на прибыль, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и земельного налога. Вместо этих налогов предлагается установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных доходов, определяемых на основании статей 249 и 250 Налогового кодекса РФ. При этом налоговые ставки в пределах от 3 до 6% устанавливаются зако-нами субъектов Российской Федерации.
Налоговой базой по единому налогу предлагается признавать денежное выражение доходов, а налоговым периодом – определить календарный год. Соответствующий проект федерального закона включен в дис-сертационную работу в виде приложения.
6. В целях обеспечения налогового стимулирования инновационной деятельности предлагается комплекс мер, предусматривающий внесение многочисленных изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ (по вопросам предоставления инвестиционного налогового кредита), а также в некоторые главы части второй Налогового кодекса РФ в отношении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций, земельного налога (в том числе в виде конкретных законопроектных предложений).
Научная рецензия
И.В. Цветков, профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения МГУ им. М.В. Ломоносова докт. юрид. наук
Комплексное исследование правовых средств налогового стимулирования инновационной деятельности проведено в юридической науке впервые
В подготовленной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года особое место отведено инновациям как ведущему фактору экономического роста. Предполагается, что Россия должна в бли-жайшее время занять значимое место на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг. Для достижения этой цели планируется сформировать условия, способствующие массовому появлению инновационных компаний во всех сек-торах экономики. Одним из таких условий является налоговое стимулирование инновационной деятельности.
Данное обстоятельство определяет актуальность, а также теоретическую и практическую значимость выбранной С.В. Ва-сильевым темы исследования. Автор диссертации поставил перед собой задачу проанализировать основные формы финансово-го стимулирования инновационной деятельности, исследовать правовую природу содержания, методологии налогового стиму-лирования инноваций, определить основные направления правового стимулирования инноваций и разработать предложения по изменению законодательства, направленного на развитие инновационной деятельности.
С.В. Васильев в процессе работы над диссертацией исследовал зарубежный опыт налогового стимулирования инновацион-ной деятельности, рассмотрел исторические аспекты этого явления, проанализировал многочисленные нормативные правовые акты, изучил научную, учебную и справочную литературу.
Впервые в юридической науке автором проведено комплексное исследование правовых средств налогового стимулирования инновационной деятельности и предложены вызванные современными потребностями необходимые изменения в налоговое законодательство.
Анализируя программные и нормативные документы органов государственной власти субъектов Федерации по вопросам инновационного развития экономики, С.В. Васильев приходит к выводу о необходимости гармонизации законодательных норм и правовой терминологии. В связи с этим он считает необходимой разработку базового федерального закона, а в качестве аль-тернативы – внесение дополнений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
В диссертации приведен подробный перечень существующих инструментов налогового стимулирования в инновационной сфере, детально исследуются правовые нормы налогового законодательства. Особое внимание уделено положениям, введенным в НК РФ с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 19.07.2007 № 195-83 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». На основе анализа существующих правовых норм автор делает вывод, что льготы и иные преференции для инновационных и научных организа-ций вводились и отменялись бессистемно, многие инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности не-достаточно эффективны и не отвечают требованиям времени.
Автор предлагает использовать классификацию налоговых инструментов, основанную на мерах стимулирующего воздействия, – создание налоговых стимулов для расширения спроса на научные исследования, для инвестирования в науку, а также общие правовые меры налогового характера, направленные на снижение издержек научной и инновационной деятельности.
Заслуживают поддержки положения, вынесенные автором на защиту, а также основные выводы и предложения, направлен-ные на совершенствование законодательства в целях налогового стимулирования научных и инновационных организаций. Следует согласиться с выделенными диссертантом методами налогового стимулирования (в частности, уменьшение налоговых ста-вок, налоговые каникулы, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит), с предложенной классификацией правовых средств налогового стимулирования по целевому признаку; с предложением о законодательном закреплении специально-го режима налогообложения научных и инновационных организаций.
Вместе с тем некоторые выносимые на защиту положения следует признать дискуссионными. Предложенное автором определение термина «налоговое стимулирование» представляется не вполне удачным. На наш взгляд, более правильно было бы говорить о том, что налоговое стимулирование представляет собой комплекс правовых действий (мер), направленных на усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в проведении общественно полезной или иной поощряемой деятельности за счет перспективы получения дополнительных имущественных благ, способствующих улучшению их экономического положе-ния.
Говоря о налоговом стимулировании, автор имеет в виду только так называемое позитивное стимулирование. Но нельзя упускать из виду, что существует и негативное стимулирование, которое представляет собой совокупность правовых действий (мер), направленных на усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в проведении общественно полезной или иной поощряемой деятельности из-за перспективы утраты имеющихся имущественных благ. Практика показывает, что высокая эффективность налогового стимулирования может быть достигнута только при умелом комплексном сочетании мер позитивного и негативного стимулирования.
Однако отмеченные недостатки носят дискуссионный характер и ни в коей мере не влияют на общее положительное впечатление от проведенного диссертантом исследования, результаты которого характеризуются большой теоретической и практической значимостью и научной новизной.