Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Возможности международного налогового структурирования на примере стран Бенилюкса. Люксембург

30, Марта 2009
Р.Р. Вахитов, 
старший юрист группы
международного налогообложения
юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

Статья открывает цикл публикаций о налоговых режимах стран Бенилюкса и посвящена Люксембургу. Обмениваясь опытом и конкурируя за иностранные инвестиции, эти юрисдикции создают уникальные возможности для налогового структурирования, в том числе для компаний из стран СНГ

 

С 1 января 2007 г. Бельгия распространила режим освобождения дивидендов от налога у источника в Бельгии, ранее применяв-шийся в основном к компаниям – резидентам стран ЕС, подпадающим под действие Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях (далее по тексту – Директива ЕС), на компании из стран, с которыми у Бельгии действовали соглашения об избежа-нии двойного налогообложения.

Этот опыт оказался успешным и повысил привлекательность Бельгии как страны учреждения субхолдингов для владения ак-тивами в странах ЕС. В то же время в Бельгии дивиденды освобождаются от налогообложения лишь в размере 95% от их общей суммы, что приводит к налогообложению оставшихся 5% дивидендов по ставке 33,99%, то есть эффективная ставка налогооб-ложения дивидендов составляет около 1,7%.


Сравнимого по налоговой эффективности результата можно достичь в Нидерландах, где снижаемая (в большинстве случаев – до 5%) согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения ставка налога у источника дивидендов может быть снижена далее еще примерно до 2,15% за счет зачета налога у источника в той стране, из которой были получены дивиденды (если такой налог действительно удерживался).


Таким образом, если не считать нескольких соглашений об избежании двойного налогообложения с нулевой ставкой у источника дивидендов и нескольких других нетипичных ситуаций, ни одна из стран Бенилюкса не предоставляла возможности учреждения субхолдинга, где без дополнительного налогового планирования можно было бы получить дивиденды и выплатить их компании-акционеру – резиденту страны за пределами ЕС (например, в СНГ) без уплаты налога в соответствующей стране Бенилюкса.


Освобождение дивидендов от налогообложения у источника


В Люксембурге до 1 января 2009 г. налогом у источника не облагались, как правило, только дивиденды, выплачиваемые мате-ринским компаниям – резидентам стран ЕС. Для компаний – резидентов других стран соглашения об избежании двойного нало-гообложения с Люксембургом обычно предусматривали пониженную ставку налога в размере 5%, хотя по ряду соглашений, включая соглашение с США, ставка такого налога в Люксембурге может быть снижена до 0%.


С 1 января 2009 г. Люксембург, повторяя успешный опыт Бельгии, расширил сферу действия правил освобождения дивидендов от налога у источника.

 

Условия освобождения дивидендов он налога у источника 
• Материнская компания должна быть резидентом страны, с которой у Люксембурга существует соглашение об избежании двойного налогообложения.
• Доля владения материнской компании в капитале плательщика дивидендов – не менее 10% либо стоимость приобретения вклада в капитал – не менее 1,2 млн евро.
• Материнская компания владеет или намеревается владеть такой долей в течение не менее 12 месяцев непрерывно.
• Материнская компания подлежит обложению налогом, аналогичным люксембургскому налогу на прибыль. В соответствии с аналогичным требованием об освобождении от налогообложения дивидендов, выплачиваемых компании-резиденту в Люксембурге, минимальная ставка налога на прибыль составляет 10,5%.
Люксембург предоставляет компаниям-резидентам полное освобождение от налога дивидендов у источника и доходов от прироста стоимости участия


В результате, независимо от ставки налога и условий ее применения (например, определенная доля участия, стоимость ее приобретения, срок владения), в соответствующем соглашении об избежании двойного налогообложения с Люксембургом, выплаты дивидендов компаниям-нерезидентам, подпадающим под действие Директивы ЕС о материнских и дочерних компаниях, будут полностью освобождены от налога у источника в Люксембурге.


Поскольку Люксембург в отличие от Бельгии предоставляет компаниям-резидентам не 95-процентное, а полное освобождение от налога в отношении таких получаемых дивидендов и доходов от прироста стоимости участия (при выполнении опре-деленных условий, аналогичных условиям освобождения дивидендов у источника), это дает возможность компаниям учреждать субхолдинги для владения европейскими и иными активами, а также получать и распределять дивиденды без дополнительного налогообложения.


Это существенно повышает привлекательность Люксембурга для учреждения субхолдинговых компаний по сравнению с такими странами, как Бельгия и Нидерланды.


Интересно, что совокупный результат существующего освобождения от налога получаемых дивидендов и их распределения аналогичен результату применения режима почти полного освобождения от налогообложения компаний 1929 года.


Как известно, в 2006 г. Европейская Комиссия потребовала у Люксембурга отмены этого режима как формы запрещенной государственной помощи.
К концу 2010 г. этот режим будет окончательно отменен.


Отличие новых правил от режима 1929 года состоит в том, что компании – резиденты Люксембурга будут защищены соглашениями об избежании двойного налогообложения.

 

Соглашения об избежании двойного налогообложения
Из стран СНГ действующие соглашения об избежании двойного налогообложения с Люксембургом имеют Россия и Узбекистан. Подписаны, но пока не вступили в силу, аналогичные соглашения с Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Молдовой и Украиной. Существующие режимы освобождения от налогообложения дивидендов в России и Казахстане освобождают от налога на дивиденды по правилам «стратегического участия» и в целом освобождают по-лучаемые компанией дивиденды. Освобождение дивидендов от налога у источника в Люксембурге может заинтересовать российских и, потенциально, ка-захстанских инвесторов с точки зрения учреждения в Люксембурге дочерней компании субхолдинга для владения европейскими и другими активами.
 


Так, если компания – резидент Люксембурга выплачивает дивиденды в пользу российского корпоративного резидента, такие доходы не будут облагаться налогом у источника в Люксембурге и могут быть освобождены от налогообложения также и в России при выполнении российских правил освобождения от налога дивидендов от «стратегического участия».


Отмена налога на вклад в капитал


Относительно серьезным недостатком для использования Люксембурга в международном налоговом структурировании было сохранение налога на вклад в капитал, с 1 января 2006 г. уже отмененного в Нидерландах и Бельгии.


Люксембург с 1 января 2008 г. снизил ставку налога с 1 до 0,5%, а с 1 января 2009 г. отменил совсем, чем выровнял свою конкурентную позицию в сравнении с другими странами Бенилюкса. При этом следует отметить, что с 1 января 2009 г. Люксембург ввел пошлину в размере 75 евро за регистрацию компаний, изменение учредительных документов и перевод места регистрации в Люксембург.


Снижение совокупной ставки налога на прибыль


Совокупная ставка корпоративного и муниципального налога на прибыль с 1 января 2009 г. снижена в Люксембурге с 29,63 до 28,59%.


Улучшение режима освобождения от налога на прибыль при использовании объектов интеллектуальной собственности 

 

В соответствии с действующим режимом налогообложения в Люксембурге 80% прибыли, полученной от использования и продажи объектов интеллектуальной собственности, освобождены от налогообложения. Таким образом, эффективная ставка налога в 2009 г. на этот вид прибыли составляет 5,7%. Изменения распространяют этот режим также на прибыль от использования доменных имен (с 1 января 2008 г.).


Однако самым значимым среди изменений является освобождение объектов интеллектуальной собственности от налога на чистые активы в размере 0,5%. В течение 2008 г. необходимость уплаты этого налога была главным недостатком, снижающим привлекательность налогового режима Люксембурга для иностранных компаний.


Вступление в силу соглашения об избежании двойного налогообложения с Гонконгом


До недавнего времени Бельгия наряду с Китаем, Таиландом и Вьетнамом была одной из немногих стран в мире и единственной в Европе, имевших всеобъемлющее соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом, который для многих инвесторов является точкой входа на китайский рынок и рынки некоторых стран Юго-Восточной Азии.


В силу территориального принципа налогообложения, согласно которому Гонконг освобождает от налогообложения до-ходы компаний-резидентов и постоянных представительств – нерезидентов, полученных из источников за пределами Гон-конга, использование Гонконга вместе с европейской юрисдикцией, имеющей с Гонконгом благоприятное соглашение об избежании двойного налогообложения и предоставляющей освобождение от налога получаемых дивидендов и доходов от прироста стоимости имущества, а также позволяющей распределять дивиденды без удержания налога у источника, может быть очень эффективно для инвестирования и репатриации прибыли из Китая и отдельных стран Юго-Восточной Азии.


20 января 2009 г. Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом (далее – Соглашение) вступило в силу. Ставки налога у источника согласно Соглашению могут быть снижены, в частности, до 0% в отношении дивидендов и процен-тов и до 3% – в отношении роялти. Также в Люксембурге будут освобождаться от налогообложения доходы гонконгского постоянного представительства компании – резидента Люксембурга.


Таким образом, Люксембург может стать еще одной активно используемой промежуточной юрисдикцией для инвестирования в Китай и Юго-Восточную Азию. Следует отметить, что Соглашение будет применяться в Люксембурге с 1 января 2008 г., а в Гонкноге – с 1 апреля 2008 г. (ст. 29 Соглашения).


Несомненно, изменения сделают Люксембург еще более привлекательной юрисдикцией для налогового структурирования и, скорее всего, стимулируют введение новых мер, направленных на повышение привлекательности налоговых режимов в Бельгии и Нидерландах. Об изменениях в налоговых режимах этих стран с 2009 г. мы расскажем в следующих выпусках журнала.

Ключевые слова: Люксембург, зарубежный опыт, избежание двойного налогообложения, уплата налога, налоговое планирование