Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Международно-правовые инструменты индивидуального налогового планирования: доверительное управление имуществом

28, Февраля 2009
В.И. Андрианов,
менеджер Международно-правовой практики  AGA Management

В данной статье рассматриваются способы доверительной передачи собственности посредством панамских и лихтенштейнских частных фондов. Являясь инструментами индивидуального налогового и наследственного планирования, они широко востребованы среди клиентов зарубежных частных банков и компаний по доверительному управлению активами 

Одним из наиболее традиционных на Западе способов обеспечения сохранности и передачи последующим поколениям накопленных активов и капитала является трастовая передача собственности.  

Как правило, капитал также находится под инвестиционным управлением, что обеспечивает его постоянный прирост до момента его передачи наследникам (выгодоприобретателям или бенефициарам). Функция трастового управляющего сводится к обеспечению контроля за сохранностью капитала и его увеличением (безрисковые вложения). Основной же задачей является обеспечение надлежащей передачи собственности бенефициарам в соответствии с пожеланиями и условиями учредителя.

 

Существенными преимуществами трастовых механизмов по сравнению с обычным порядком завещания и наследования имущества являются:

 

  • абсолютная конфиденциальность условий передачи собственности, в том числе свободный порядок и условия распределения имущества;
  • абсолютная конфиденциальность и свободный выбор лица, которому данное имущество будет передано.

 

Законодательством большинства европейских стран, включая Россию, установлены ограничения свободы распоряжения завещаемым имуществом и назначения наследников наследодателем [ сноска 1 ] . В некоторых юрисдикциях ограничения, связанные с обязательной долей в наследовании, могут достигать 2/3. Использование трастового механизма позволяет избежать данных ограничений, поскольку имущество, передаваемое в траст, юридически выходит из собственности наследодателя и, следовательно, из наследственной массы. В случае поэтапной передачи собственности – к примеру, выплате процентного дохода от капитала без передачи капитала – трастовый управляющий продолжает управлять имуществом и имеет право на свое усмотрение увеличить выплачиваемую долю либо произвести единоразовую выплату исходя из интересов и потребностей бенефициара (наследника), например, в случае необходимости оплаты за его обучение.

Использование трастового механизма позволяет избежать необходимых процедур для вступления в наследство. Законодательством ряда стран предусмотрен переход к наследникам вместе с имуществом долговых обязательств наследодателя (в России – ст. 1175 ГК РФ), о наличии которых наследник, принявший решение о вступлении в наследство, может и не знать. Использование трастового инструмента иногда позволяет избежать такого сюрприза.

 

Распределение собственности, переданной в траст, возможно в любой момент по желанию учредителя, следовательно, этот механизм может быть использован и как дарение.

 

Основной экономической подоплекой востребованности данного инструмента является возможность избежания налогового бремени, связанного с переходом собственности по наследованию либо дарению. Законодательством ряда зарубежных стран установлены достаточно высокие ставки налога, подлежащего уплате при приобретении имущества в порядке наследования либо дарения. Использование же данного механизма позволяет освободить передаваемое имущество от обложения данным видом налогов.

 

Казалось бы, с отменой Федерального закона от 12.12.1991 № 2020-I «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» с 1 января 2006 г. необходимость уплаты подобных налогов гражданами РФ снята раз и навсегда. Однако данный вопрос вновь может возникнуть в случаях наследования имущества, находящегося за рубежом, в случаях получения имущества в порядке наследования или дарения лицами, постоянно проживающими за рубежом, а также в случаях проживания наследодателя за рубежом. В таких ситуациях не исключена обязанность уплаты налога в иностранном государстве, ставка которого может быть весьма высока. В подобных случаях следует обратиться к положениям двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и международным конвенциям. Как правило, налоговые обязательства, накладываемые на получателя наследуемого имущества, определяются на основании законодательства страны проживания наследника, однако могут быть исключения. Законодательство РФ предусматривает обязанность уплаты налога по ставке 13% при осуществлении дарения некоторых видов имущества, за исключением случаев дарения между ближайшими родственниками (п. 18 и 18.1 ст. 217 НК РФ).

 

 Трастовые инструменты позволяют минимизировать также налог на доход, получаемый от передаваемого имущества [ сноска 2 ] , и налог на имущество. В этих целях собственность благодаря сохранению полной конфиденциальности условий ее передачи обычно продолжает храниться в трастовом управлении и после получения права на ее распределение. При этом по желанию бенефициаров им производятся соответствующие выплаты для покрытия их текущих расходов.

 

Существенным преимуществом использования трастовых механизмов является также обеспечение юридической защиты передаваемого в траст имущества. 

 

Конкретные механизмы и особенности трастового управления на примере Панамы и Лихтенштейна

Законодательство Панамы и Лихтенштейна предусматривает такие организационно-правовые формы юридических лиц, как частный фонд (Private Foundation) и семейная фундация (Familienstiftung) соответственно. Данные инструменты, по сути, являются аналогом англосаксонских трастов. Основное их преимущество – статус обособленного юридического лица, что отличает их от траста, который создается путем заключения договора о доверительном управлении.

 

В случае траста гарантией от возможной недобросовестности со стороны трастового управляющего в отношении переданного ему имущества служит в первую очередь репутация самого управляющего, а затем определенные требования, выдвигаемые к этому роду деятельности, и положения уголовного законодательства, преследующего умышленные злоупотребления.

 

В частных фондах управление собственностью осуществляется советом фонда, который назначается его учредителем. Совет фонда, собственно, и является распорядителем его имущества. Законодательством предусмотрена возможность назначения учредителем отдельного лица – протектора, который осуществляет надзор за деятельностью совета фонда, однако на практике к нему прибегают редко. Совет фонда может состоять из физических либо юридических лиц. Учредитель может как назначить себя самого членом совета фонда, сохранив возможность управления имуществом, так и включить себя в число выгодоприобретателей имущества. Существенным преимуществом фондов Панамы является то, что советом панамского фонда может являться компания, зарегистрированная в любой юрисдикции, и при соблюдении конфиденциальности полностью подконтрольная собственнику. Один из членов совета лихтенштейнского фонда должен быть резидентом Лихтенштейна. Выгодоприобретателями лихтен­штейнского фонда, как правило, являются родственные учредителю лица. В Панаме такие ограничения отсутствуют.

 

Учреждение фонда происходит путем депонирования устава фонда в общественном регистре с указанием членов совета фонда и его имущества. Устав не содержит ни информации об учредителе фонда, который, как правило, действует через местного адвоката, ни имен выгодоприобретателей, ни условий распределения собственности. Информация о выгодоприобретателях, порядке и условиях распределения собственности между ними устанавливается в отдельном приложении к уставу, которые не передаются кому-либо, кроме совета фонда. Таким образом обеспечивается полная конфиденциальность как учредителя фонда, так и лиц, обладающих правом на получение имущества фонда.

 

Способы передачи имущества в фонд могут быть следующими: передача акций компании-собственника передаваемого имущества; регистрация имущества (счета, недвижимости, самолетов и т. п.) на имя фонда.

Фонды не могут заниматься коммерческой деятельностью, однако вправе осуществлять вложения в целях увеличения полученного капитала. Законодательство Лихтенштейна также предусматривает особый вид фондов, целью которых может быть и коммерческая дея­тельность в интересах выгодоприобретателей (Anstalt). Уставный капитал лихтенштейнского фонда составляет 30 000 шв. фр. Уставный капитал панамского – 10 000 долл. США, однако последний полностью освобожден от оплаты.

 

 

 

[ сноска 1 ] Речь идет об обязательной доле в наследовании, предусмотренной гражданским законодательством для ряда лиц (ст. 1149 ГК РФ), а также о праве пережившего супруга на имущество, нажитое в браке (ст. 1150 ГК РФ).

[ сноска 2 ] К примеру, передаваемый в траст капитал размещен на депозите, процентный доход от которого, как правило, подлежит включению в общую налогооблагаемую базу, либо в акциях, дивиденды от владения которыми в обычной ситуации также подлежат налогообложению.

 


Налоговые ставки  на наследство (дарение)

В Швейцарии при приобретении имущества в порядке наследования либо дарения подлежащий уплате налог может  достигать 26% от стоимости полученного таким образом имущества (в кантоне Женева для лиц без существующей родственной связи). В США и Франции ставка подобного налога достигает 60%.

Трастовое управление капиталом

Траст – конструкция англо-американского права, с помощью которой собственник передает свое имущество в доверительное управление трастовому управляющему, который владеет и распоряжается этим имуществом в интересах указанного собственником лица (выгодоприобретателя либо бенефициара), которому через определенный промежуток времени и будет передано это имущество.

Основные условия договора, особенно в части распоряжения, распределения и передачи собственности, а также относительно определения круга бенефициаров являются конфиденциальными. Учредитель может инструктировать трастового управляющего при помощи так называемых пожеланий (Letters of wishes).

В данной статье рассматриваются способы доверительной передачи собственности посредством панамских и лихтенштейнских частных фондов. Являясь инструментами индивидуального налогового и наследственного планирования, они широко востребованы среди клиентов зарубежных частных банков и компаний по доверительному управлению активами

Ключевые слова: зарубежный опыт, злоупотребление, уклонение от уплаты налога, налоговая льгота, избежание двойного налогообложения, страны ЕС