Установление налогов – есть ли преграды для законодателя?
Во вступительном слове А. Наврат отметил, что цель законодателя заключается в первую очередь не в обеспечении получения доходов, а в финансировании публичных расходов. При этом законодатель обязан соблюдать принципы правового государства, в том числе принцип защиты доверия, а налогоплательщик – быть добропорядочным. А. Наврат подчеркнул, что «налоговые конструкции», используемые предпринимателями, несут риск доначисления налогов, в случае если налоговые органы и суды признают, что эти конструкции применялись исключительно для обхода закона.
коротко о событии
Событие: Берлинские налоговые чтения (Berliner Steuergespr-che e.V.) [ сноска 1 ]
22 cентября 2008 г., г. Берлин
Тема обсуждения: Диапазон компетенции законодателя при обеспечении налоговых поступлений
В обсуждении приняли участие: Й. Кокотт (Prof. Dr. Dr. Juliane Kokott), докт. юрид. наук, профессор, генеральный адвокат Суда европейских сообществ (Люксембург);
Р. Пёллат (Prof. Dr. Reinhard Pollath), канд. юрид. наук, почетный профессор, управляющий партнер юридической компании «Пёллат и партнеры» (Мюнхен);
В. Шпиндлер (Dr. h.c. Wolfgang Spindler), почетный доктор права, президент Высшего финансового суда ФРГ (Мюнхен);
Й. Хей (Prof. Dr. Johanna Hey), докт. юрид. наук, профессор, зав. Институтом налогового права Кельнского университета;
А. Наврат (Dr. Axel Nawrath), канд. юрид. наук, статс-секретарь в Федеральном министерстве финансов ФРГ (Берлин)
Ведущий дискуссии: Д. Бирк (Prof. Dr. Dieter Birk), докт. юрид. наук, профессор, директор Института налогового права Мюнстерского университета
Й. Хей сформулировала тезис, что с правовой точки зрения законодатель свободен в построении налоговой системы: в определении соотношения прямых и косвенных налогов, размера налоговых ставок и т. д. Фактически преградой изменениям законодательства с исключительной целью повышения доходов являются экономические свободы ЕС, которые позволяют налогоплательщикам пользоваться различными национальными налоговыми системами, в том числе различными налоговыми ставками. Законодатель должен соблюдать системную справедливость и принцип «нетто» [ сноска 2 ] , отдавая отчет обществу в каждом отступлении. Й. Хей предложила законодателю заблаговременно, до принятия налогового закона, консультироваться с Еврокомиссией, если этот закон может нарушить требования европейского права.
В ответ на это предложение Й. Кокотт напомнила о принципе разделения властей, который касается не только разделения функций между исполнительной и судебной властями, но и между ЕС и национальными законодателями. Она также резюмировала судебную практику Суда ЕС, центральное место в которой сейчас занимает вопрос об обратном действии решений Суда ЕС, которые зачастую существенно влияют на бюджеты стран – членов ЕС.
В. Шпиндлер отметил, что законодатель уже привык к pro-futuro-решениям Конституционного Суда ФРГ, которые обязывают законодателя в будущем, но не санкциоируют ошибки, допущенные им при установлении закона. Доверие налогоплательщика к закону должно быть устойчивым в течение всего времени действия нормы, и, если еще в процессе разработки закона его конституционность подвергалась сомнению, уровень доверия заметно снижается. Он подчеркнул, что налоговая политика не должна строиться только на «борьбе за поступления в бюджет», но должны соблюдаться формальные и материальные принципы правового государства. Поскольку налогоплательщик, как правило, основывает свои долгосрочные решения на действующем законодательстве, он вправе требовать от законодателя «устойчивости права и доверия».
Как заметил Р. Пёллат, налоговое право должно быть «применяемым и управляемым», а налоговое законодательство – более стабильным. По его словам, все известные ему предприниматели отказались бы от налоговых конструкций, если бы возник риск непризнания их оформления надлежащим. Поэтому необходимо, чтобы законодатель учитывал экономическое поведение и экономическую разумность сторон сделки.
По итогам дискуссии участники пришли к выводу, что и законодатель, и налогоплательщик должны быть ориентированы на принцип «добропорядочности бизнеса».
Материал предоставлен Ш. Рекцигелем (S. Reckziegel), научным сотрудником юридического факультета университета г. Пассау (Германия)
[ сноска 1 ] Подробности, а также архив предыдущих чтений см. на сайте www.berlinersteuergespraeche.de.
[ сноска 2 ] Принцип «нетто»: налогом облагается только сумма доходов, уменьшенных на экономически обоснованные расходы