Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Эксперты по вопросам налогообложения отвечают на три вопроса:

28, Февраля 2009
Важнейшее, на ваш взгляд, событие прошедшего месяца         
Ваша оценка последствий этого события
Самое главное ожидаемое событие
 

К.А. Сасов,

старший юрист юридической компании

«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

Минфин России смягчил свою позицию по списанию безнадежной задолженности по региональным и местным налогам. Это следует из письма от 26.12.2009 № 03-01-10/5-148, в котором подтверждено право органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления устанавливать иные основания для признания безнадежной ко взысканию налоговой задолженности, помимо предусмотренных п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 № 100.

 

Региональные и местные власти смогут самостоятельно в рамках ст. 59 НК РФ определять баланс между интересами бюджетов и интересами налогоплательщиков-должников. Финансовое положение последних может быть улучшено. Если этот опыт даст весомый экономический эффект, не исключено, что он будет воспринят Правительством РФ, которое дополнит существующие основания списания безнадежных долгов по федеральным налогам новыми.

 

По прогнозам экспертов, на февраль – апрель этого года придется пик финансового кризиса в России. В это время сдается бухгалтерская отчетность и уплачивается налог на прибыль за 2008 г. Итоги года позволят оценить размер бюджетных потерь и эффективность предпринятых государством антикризисных, в том числе налоговых, мер, а действия Президента РФ и Правительства РФ – определить, как будет корректироваться бюджетная и налоговая политика. 

 

Н.М. Хацела,

заместитель директора

правового управления ОАО «Мечел»

по налоговым вопросам

Правительство РФ решило реанимировать институты отсрочек (рассрочек) по налогам и инвестиционного налогового кредита. Данное решение направлено на поддержку российских предприятий в условиях финансового кризиса. За 10 лет существования указанных институтов изменение сроков уплаты налогов, к сожалению, использовалось крайне редко.

 

В непростых финансовых условиях такие меры являются очень своевременными и необходимыми. Однако для того чтобы предприятия имели возможность воспользоваться указанными инструментами, а также для исключения злоупотреблений в этой сфере необходимо конкретизировать определения, содержащиеся в ст. 61–68 НК РФ.

 

Надеюсь на одобрение законодательных инициатив о введении в  гл. 21 НК РФ такой категории налогоплательщиков, как «традиционные экспортеры», а также на сокращение сроков возмещения НДС из бюджета. Указанные поправки позволят в упрощенном порядке и в более сжатые сроки получать возмещение налога, что частично позволит решить проблему с финансированием текущей деятельности предприятий. 

 

Ш. Рекцигель,

научный сотрудник юридического факультета

Университета г. Пассау (Германия)

9 декабря 2008 г. Конституционный суд ФРГ признал неконституционным законодательное ограничение принятия к вычету расходов физического лица на проезд от дома до работы (§ 9.2 Закона ФРГ о подоходном налоге). Суть ограничения в том, что сумма оплаты за первые 20 км пути к вычету не принимается, учитывается каждый следующий километр в сумме 0,30 евро. Ограничение действовало с 2007 г., ранее вычет производился с первого километра.

 

Суд подверг критике нелогичность и непоследовательность законодателя при обозначении им своей позиции, признав, что эти правила нарушают конституционные гарантии равноправия и справедливости. Ограничение было введено прежде всего для пополнения бюджета, то есть не обосновывает обременения налогоплательщиков, поэтому расходы на проезд должны быть признаны в полном объеме с момента введения ограничения и до изменения Закона.

 

До конца марта 2009 г. налоговые органы должны пересчитать неправомерно учтенные при налогообложении суммы и вернуть их налогоплательщикам. К этому их обязал Минфин ФРГ, согласившийся с решением Конституционного суда. В среднем одному налогоплательщику должно быть выплачено от 200 до 600 евро в год, что для бюджета составит примерно 7,5 млрд евро за 3 года (http://www.bundesverfassungsgericht.de/pressemitteilungen/bvg08-103en.html).