А как у них?
С.Г. Пепеляев,
канд.юрид.наук,
главный редактор журнала «Налоговед»,
управляющий партнер юридической
компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
С 1 января 2009 г. вступили в силу очередные изменения Налогового кодекса Российской Федерации, перешагнувшего 10-летний рубеж, и новый Закон о налогах и других обязательных платежах в бюджет Республики Казахстан (НК РК). Интересно сравнить эти два основных налоговых акта дружественных стран.
Новый Налоговый кодекс Казахстана задуман как закон прямого действия, о чем свидетельствует закрепление приоритета Кодекса перед другими законами и почти полное отсутствие правил о разъяснении законодательства государственными органами. В результате по объему казахстанский кодекс не отстает от российского – в нем 688 статей, а нормы о трансфертном ценообразовании и об ответственности выделены в отдельное законодательство.
В новом НК РК почти не найти упоминаний о налоговых льготах. Исключение – правила о налогообложении компаний из государств с льготным налогообложением. Налоговый кодекс России тоже нельзя обвинить в злоупотреблении словом «льгота», но на каждом шагу встречаются вычеты, освобождения и «особенности налогообложения». Кстати, в отличие от России в Казахстане размер льготной ставки налога на прибыль, достаточный для признания государства офшорной зоной, прямо установлен в законе (10%). Не оставлен на усмотрение контролирующих органов, но так же четко установлен и количественный критерий отбора налогоплательщиков для мониторинга – ими становятся 300 крупнейших предприятий.
В НК РК определено содержание налогового администрирования, большое внимание уделяется регламентации налогового обязательства, электронного документооборота и даже электронного налогоплательщика. Цель камерального контроля по Налоговому кодексу Казахстана – предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений в налоговой отчетности. В свете мировых тенденций целые главы посвящены прогрессивной системе управления налоговыми рисками и помощи налогоплательщикам. Непосредственно Кодексом предусмотрено создание Консультационного совета по вопросам налогообложения в целях выработки предложений по устранению неясностей, неточностей и противоречий, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов.
При определении расходов, подлежащих учету при налогообложении прибыли, нашим соседям удалось обойтись без юридически неоправданной категории экономически оправданных затрат. Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрен упрощенный, то есть без предварительного проведения проверки, порядок возмещения НДС. Последовательно снижаются основные налоги: НДС – до 12%, корпоративный подоходный – до 15%, индивидуальный подоходный – до 10%, социальный – до 11%.
Принятие нового Налогового кодекса РК усиливает международную конкуренцию за инвестиции. Опыт Казахстана создает достойный изучения пример создания условий для основных кормильцев страны – налогоплательщиков.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
канд.юрид.наук,
главный редактор журнала «Налоговед»,
управляющий партнер юридической
компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»