Налоговые риски – реалии современной налоговой системы
Термин «налоговые риски» широко используется на практике: налоговые органы связывают их с налоговым контролем, а налогоплательщики – с налоговой политикой государства и изменениями законодательства. «Какие же факторы способствуют появлению налогового риска?» – обратилась к собравшимся организатор мероприятия Л.И. Гончаренко, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ. Участники разделили их на внешние и внутренние.
коротко о событии
Событие: Круглый стол в Финансовой академии при Правительстве РФ 29 октября 2008 г.
Тема обсуждения: Налоговые риски в понимании налогоплательщиков и налоговых органов; факторы возникновения налоговых рисков; меры, которые принимают участники налоговых правоотношений для их снижения
В обсуждении приняли участие: представители Минэкономразвития и ФНС России, ученые, преподаватели вузов, представители крупнейших юридических и аудиторских компаний, налоговые консультанты и адвокаты
В.Г. Пансков, доктор экономических наук, профессор, указал на то, что, пока законодательство не станет стабильным и понятным (внешний фактор), налоговые риски будут высоки, и не только у налогоплательщиков. Бюджет несет значительные потери из-за проигрыша налоговыми органами судебных споров.
Большинство участников согласилось с тем, что срочных изменений требуют нормы ГК РФ и БК РФ, законодательство о конкуренции. С.Ю. Беляков, советник министра Минэкономразвития России, сообщил, что готовятся поправки в законодательство о конкуренции и ограничении монополий. По его мнению, наблюдается тревожная тенденция, когда государство решает неналоговые проблемы через поправки в НК РФ.
К внешним факторам рисков относится и оценка государством применяемых налогоплательщиками способов налоговой экономии, в частности использование налоговых льгот и спецрежимов: не так-то просто обосновать льготы, а из-за нечетких условий их использования налогоплательщику по прошествии времени могут быть начислены недоимка, пени и штрафы.
Среди внутренних факторов рисков адвокат Н.А. Павленко назвал неготовность к налоговому контролю, ошибки персонала, использование опыта других государств без учета российского законодательства и сложившейся практики, хотя такими рисками компании могут управлять.
Со слов К.В. Новоселова, начальника отдела Контрольного управления ФНС России, количество налоговых проверок в 2007 г. существенно сократилось. Налоговые органы переключились с тематических на комплексные выездные налоговые проверки. Проверки охватывают 2% налогоплательщиков, что соответствует общемировым показателям, и в 97% случаев заканчиваются доначислениями. В качестве одного из факторов риска проверки названо неоднократное представление налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций – иными словами, выявление ошибок. А вот вызов руководителя организации в налоговый орган для дачи пояснений формой налогового контроля не является.
В.М. Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», заметил, что качественный отбор налогоплательщиков для проверки и публикация критериев отбора повышают эффективность налогового контроля. А вот внедрение в налоговую практику новых форм воздействия на неисполнительных налогоплательщиков вызывает вопросы: законны ли штрафы за неявку на комиссии, публикация не сверенных с компаниями «черных списков» неплательщиков? Угроза деловой репутации компаний от такой работы налоговых органов очевидна.