Эксперты по вопросам налогообложения отвечают на три вопроса
Игорь Цветков
профессор кафедры коммерческого права и основ правоведения
МГУ им. М.В. Ломоносова,
докт. юрид. Наук
Налоговые органы намерены преодолеть правовые подходы ВАС РФ по применению статьи 169 Гражданского кодекса РФ.
Норма позволяет взыскивать в доход государства все полученное сторонами по так называемой антисоциальной сделке. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 10.04.2008 № 22 указал, что к налоговому контролю эта норма отношения не имеет. Налоговая служба решила оспорить разъяснения
ВАС РФ в КС РФ.
Я не вижу серьезных шансов помешать арбитражным судам реализовать позицию ВАС РФ.
Принятое Постановление пресекло попытки с помощью данной нормы решать задачи, несвязанные с налоговым администрированием. НК РФ содержит достаточный набор механизмов для защиты интересов бюджета, и правовых оснований прибегать в налоговых спорах к статье 169 ГК РФ нет. Она предназначена для совершенно иных ситуаций.
Для меня как профессора – это начало учебного года.
С прошлого года я преподаю новый спецкурс «Применение правовых средств», который оказался востребованным и студентами, специализирующимися в финансовом праве. Это вполне объяснимо, ведь большинство налоговых споров обусловлено ошибками в применении договорного инструментария.
Николай Злыгостев
начальник Управления налогового планирования
X5 RETAIL GROUP
ФАС Поволжского округа при оценке должной осмотрительности обеспечил баланс частных и публичных интересов.
В Постановлении от 03.06.2008 № А65-27419/07 суд не просто указал, что налогоплательщик не мог проверить предоставление его контрагентами в налоговые органы налоговой и бухгалтерской отчетности, исполнение ими налоговых обязательств. Судьи подчеркнули также и то, что налогоплательщик не имеет на это полномочий.
Хочется надеяться, что судебная практика перестанет понимать под должной осмотрительностью дополнительную обязанность налогоплательщика по проверке контрагентов.
Именно такой подход соответствует правовой позиции КС РФ о том, что правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на них дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (Определение от 16.10.2003 № 329-О).
Завершение подготовки законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков и принятие его Госдумой.
Вряд ли в России существует крупный бизнес, представленный одной компанией. Поэтому так важно принятие закона о консолидированной группе налогоплательщиков. Думаю, закон поможет не только бизнесу, но и государству в осуществлении понятного и четкого контроля за ценами, обоснованностью издержек компаний, входящих в холдинги.
Дмитрий Фадеев
заместитель директора Департамента по законодательству
Торгово-промышленной палаты РФ,
канд. юрид. Наук
Принят Закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ, которым внесены поправки в спецрежимы.
Он несет реальную помощь малому и среднему бизнесу. Закон разрешает применять упрощенную систему на основе патента тем, кто привлекает работников (до пяти человек), сокращает объем налоговой отчетности и частоту ее представления (не чаще раза в год). Замечу, что инициатива этих поправок исходила от Торгово-промышленной палаты РФ.
Принятие данного закона должно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса.
Упомянутые поправки в главы НК РФ о специальных налоговых режимах, а также другие новеллы должны сократить издержки предпринимателей. Кроме того, становится выгодным семейный бизнес, на что и ориентировал Президент РФ законодателя.
Налоговый форум ТПП РФ – 2008.
В октябре состоится четвертый по счету Налоговый форум. Мероприятие стало традиционным, что говорит об актуальности обсуждаемых на нем тем. На этот раз вопросы форума связаны с налоговым стимулированием инновационной деятельности. Именно такой путь развития экономики выбрало государство. Теперь слово за бизнесом.