Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

О черных дырах

30, Октября 2008

С.Г. Пепеляев

В октябре 2006 г. Пленум ВАС РФ принял Постановление № 53 о «налоговой выгоде». Два года – не юбилей, конечно. Но когда о чем-то вспоминают только по круглым датам – это явный признак малозначимости.

К Постановлению № 53 это не относится. В свое время оно стало инструментом выхода из тяжелого кризиса законности, развившегося в результате неумелых и резких действий в борьбе с агрессивной минимизацией налогов и налоговым мошенничеством, использования налогообложения для передела собственности; ограничило применение таких одиозных приемов, как концепция «недобросовестности налогоплательщиков».

Постановление № 53 является индикатором концептуальных представлений о том, какими способами следует противодействовать сочинителям налоговых «схем»: непроработанность научных положений и отсутствие системных представлений выразились в некоторой сумбурности текста документа. Сомнительной представляется и сама концепция «налоговой выгоды» [ сноска 1 ] .

Постановление № 53 стало «испытательным полигоном», на котором апробируются тонкие инструменты для выявления и предотвращения случаев злоупотребления налоговым правом и налогового мошенничества.

В течение двух лет ВАС РФ своими постановлениями по конкретным делам уточнял и корректировал подходы и понятия, «изобретенные» в 2006 г., снимал «острые углы». 

Наступает время, когда принятые на основе Постановления № 53 судебные решения следует обобщить и принять некий «корректирующий» документ. Однако это не снимает главной задачи: инструменты и способы противодействия злоупотреблениям и мошенничеству в налоговой сфере следует определять законодателю. Принятие ВАС РФ на себя нормотворческих функций «расслабило» нормотворцев. Идея подготовки законопроекта против агрессивного налогового планирования, которая начала реализовываться в конце 2005 г., позабыта-позаброшена. Правда, Правительство РФ запланировало в ближайшие три года разработать законопроекты об иностранных контролируемых компаниях и налоговом резидентстве юридических лиц. Эти и другие акты могут поставить препятствия офшорным схемам, но не закроют всех дыр.

Степенность и неспешность, с которыми действует законодатель в установлении цивилизованных «антисхемных» правил, позволяют правоохранителям вновь поднимать вопрос о необходимости ужесточения уголовно-правовых репрессий за налоговые нарушения. Звучат слова, что суды либеральничают, действуют слишком гуманно, мало приговаривают к реальному лишению свободы по налоговым статьям. Милицейские начальники предлагают ужесточить наказание за налоговые преступления, ссылаясь на то, что «выявляемость налоговых преступлений составляет не более 5%, поскольку используются сложные завуалированные схемы» [ сноска 3 ] .

В этих условиях становится понятно, что Постановление № 53 выполнило важную, но все же промежуточную функцию, подготовило эмпирическую базу для разработки комплексного «антиминимизаторского» законодательства. Законодатель своим бездействием в этой сфере только способствует развитию нового витка кризисной напряженности в налоговых отношениях. 

 

[ сноска 1 ] См. об этом статью К. Сасова, публикуемую в настоящем номере (с. 13).

 

[ сноска 2 ] Постановление Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 № 4191/08.

 

[ сноска 3 ] Селиванова М. МВД требует ужесточить наказание за фискальные преступления. РБКdaily.  12.09.2008.

 


 

С уважением,

С.Г. Пепеляев

 

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

На одном из недавних заседаний Президиум ВАС РФ решил [ сноска 2 ] , что закупка сбытовой компанией продукции у взаимозависимого лица сама по себе не является признаком «минимизаторской схемы» и не служит основанием для отказа налогоплательщику возместить НДС. Налоговая инспекция обязана доказать, что в результате избранной налогоплательщиком и его контрагентами цепочки хозяйственных связей бюджет недополучил налог.