Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

А поговорить?

30, Августа 2008
С.Г. Пепеляев,
главный редактор, член Президиума Российской ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук

Законы о налогах часто ругают за недостатки юридической техники. Реже раздается критика экономических концепций, заложенных в их основу.

Это вполне объяснимо, поскольку экономические модели налогообложения подвергаются более тщательному анализу и обсуждению, нежели юридические конструкции.

Уже более года экономические ведомства – Минфин России и Минэкономразвития России – дискутируют проблему НДС: следует ли существенно понизить его ставку или вообще заменить на налог с продаж?

Помимо сугубо аппаратных аргументов (кто ловчее сможет протолкнуть свою позицию в текст Бюджетного послания Президента РФ) ведомства вооружаются различными экспертными заключениями, опросами общественного мнения, исследовательскими докладами и др.

Полученные данные активно публикуются в прессе. Тут же появляются критические статьи, опровержения и т. п. Руководители ведомств активно выступают на разных профессиональных и общественных форумах с изложением своих взглядов и критикой оппонентов.

Не стоит ставить в упрек государственным экономистам то, что разногласия внутри Правительства выносятся на публичное обозрение. Напротив, эта практика весьма позитивна. Она демонстрирует обществу, что и внутри госаппарата может действовать система сдержек и противовесов, гарантирующая принятие взвешенных, продуманных решений по важнейшим для экономики проблемам.

Сложно вспомнить случаи, когда бы и правовые проблемы налогообложения были бы в центре столь же активной и представительной дискуссии. Не потому ли так часты случаи, когда ошибочность принятых норм становится очевидной еще даже до вступления их в действие. Достаточно вспомнить эпопею с принятием поправок в закон о поправках в часть первую Налогового кодекса РФ, регулирующих вопросы налогового контроля и администрирования.

Сегодняшний пример – норма об обязательном досудебном урегулировании налоговых споров, вступление в действие которой ожидается с 1 января 2009 г.

Уже сейчас эксперты называют несколько способов обхода правила об обязательном судебном обжаловании решений налоговых органов. Сотрудники налоговых органов признают неготовность системы к полноценному применению этой нормы: нет возможности рассматривать все апелляционные жалобы неформально и в срок.

Судьи вместо декларируемого снижения нагрузки прогнозируют увеличение числа дел за счет новой группы исков об обжаловании бездействия вышестоящего налогового органа, вовремя не принимающего решения по апелляционной жалобе.

Налогоплательщики переживают, что затягивание разбирательств на неопределенный срок создаст реальную угрозу стабильности их бизнеса: будут проблемы с отчетностью, получением кредитов, участием в тендерах, лицензированием и др.

Пока правило об обязательном досудебном обжаловании не вступило в действие, следует срочно обсудить вопрос о необходимости его корректировки либо даже о его отмене. Иначе после 1 января 2009 г. законодателям опять придется разводить руками: «Хотели как лучше...».

 

С уважением, С.Г. Пепеляев,
главный редактор,член Президиума Российской ассоциации налогового права,канд. юрид. наук