Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Перспективы реформирования налогообложения бизнеса в США

30, Июня 2008
Д.И. Крымский, 
юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

В декабре 2007 г. в США был обнародован аналитический обзор «Пути повышения конкурентоспособности системы налогообложения бизнеса в США в XXI в.», подготовленный отделом налоговой политики Федерального Казначейства США [ сноска 1 ] , ключевой идеей которого является реформирование подходов к налогообложению бизнеса

Усиление налоговой конкуренции между странами – «двигатель» налоговых реформ

В контексте мирового экономического развития, усиления взаимодействия стран и их экономических резидентов, появления транснациональных корпораций и их активного участия в зарубежных проектах особую значимость приобретает национальное налоговое законодательство. Именно этот инструмент позволяет компаниям выгодно располагаться на мировых рынках и одновременно комфортно чувствовать себя на рынках внутренних, быть конкурентоспособными.

Построение национальной налоговой системы, несомненно, влияет на распределение и перераспределение ресурсов в рамках мировой экономики, способствует направлению корпораций и инвесторов в те страны, которые наиболее благоприятны для ведения бизнеса и инвестирования. Главенствующую роль при этом играет стабильность и предсказуемость государственной политики, прозрачность и понятность налоговой системы и налоговых механизмов.

Поэтому, по мнению экспертов, на фоне налоговых реформ в других странах отсутствие реформирования системы налогообложения бизнеса в США [ сноска 2 ] может иметь негативные последствия: страна в перспективе станет менее привлекательной для инвестиций и инноваций, снизится экономический рост.

Так, в США уровень налога на прибыль – один из самых высоких. Также США являются единственной развитой страной, не воспринявшей модель налога на добавленную стоимость [ сноска 3 ] .

По данным ОЭСР, более 140 стран мира (в том числе 29 из 30 стран – членов ОЭСР) в арсенале своих налоговых систем имеют такой налог, как НДС. Ставки налога в странах – членах ОЭСР существенно различаются: от 5% (Япония) до 25% (Дания, Норвегия, Швеция), при этом средний уровень составляет 17,6%. В большинстве стран налог установлен в размере от 15 до 25%.

Рассмотрим несколько возможных направлений реформирования в сфере налогообложения в США.

Во-первых, предлагается заменить существующий налог на доходы корпораций (business income tax) налогом на деятельность корпораций (business activities tax, далее по тексту – BAT), который будет представлять собой в отличие от первого налог не на доход, а на потребление (consumption). Строго говоря, эта идея не нова. Ранее уже был высказан ряд предложений. В частности, разрабатывалась концепция введения федерального налога с продаж (national sales tax), налога на развитие и инвестиции (the growth and investment tax) [ сноска 4 ] .

Во-вторых, предлагается расширение налоговой базы с одновременным снижением процентной ставки (до 31%) налога на прибыль организаций (с возможным исключением из налоговой базы «активных» доходов от зарубежных источников, а также возможностью ускоренного списания инвестиционных вложений и расходов).

Третье направление реформ предполагает решение наиболее важных структурных проблем налоговой системы США, в том числе:

 

– устранение двойного налогообложения корпоративных доходов;

– изменение принципов налогообложения доходов, полученных за рубежом (движение к принципу территориальности);

– компенсирование существующего асимметричного отношения к доходам и убыткам для целей налогообложения;

– устранение противоречий и существующей двойственности правил бухгалтерского и налогового учета (которая порождает дополнительные издержки для бизнеса), то есть унификация правил учета и отчетности.

 

Налогообложение бизнеса – от налогов на доходы к налогам на потребление

Традиционно налог на доходы (прибыль) является наиболее существенным для корпораций. Это основное налоговое бремя, с которым они сталкиваются в своей деятельности.

В последние годы, как свидетельствуют данные ОЭСР, наметился общий тренд, выражающийся в планомерном снижении налоговой нагрузки на бизнес. Причем эта тенденция характерна не только для стран – членов ОЭСР, но и для остальных стран мира.

В части налога на доходы корпораций можно отметить, что разброс налоговых ставок в зарубежных странах достаточно велик. По данным ОЭСР на 2005 г., к примеру, в Ирландии закон устанавливает 13-процентный налог, ФРГ занимает третье место с показателем 38%, а наиболее существенна налоговая нагрузка корпораций в Японии (40%) и США (39%). Средний уровень указанного налога для основных промышленно развитых экономик мира составляет, по подсчетам ОЭСР, 31%.

Специалисты отмечают, что при проведении реформ следует обратить внимание на ситуацию в налоговой сфере в странах – основных торговых партнерах США: Китае, Индии и Мексике. В этих странах налогообложение корпораций зачастую дифференцировано в зависимости от того, является ли компания национальной (domestic) либо иностранной (foreign). При этом для иностранных инвесторов с учетом потребностей данной экономики (это могут быть географические или отраслевые критерии) могут устанавливаться пониженные ставки.

В Китае до недавнего времени налоги для национальных компаний в целом соответствовали средним показателям по странам – членам ОЭСР (31%), в то время как для иностранных инвесторов была предусмотрена пониженная ставка 15–24%. В настоящее время в КНР приняты законодательные изменения, направленные на установление единой ставки в 25%. Единая ставка, которая несущественно отличается от средней по ОЭСР, установлена в Мексике (32%). Несколько выбивается из данного ряда Индия: 34% для национальных компаний и 45% для иностранных.

Основные партнеры США активно используют налоги на потребление: как налоги на товары и услуги (включающие в себя все налоги и сборы, взимаемые при производстве, извлечении, продаже, передаче, аренде или доставке/поставке товаров, оказании услуг, а также некоторые иные налоги), так и налоги на «общее потребление» (в эту категорию входят налог на добавленную стоимость, налог с продаж, различного рода «кумулятивные» налоги, учитывающие многостадийный процесс потребления).

Другой важный элемент налогообложения бизнеса – это налогообложение доходов, полученных от использования капитала, то есть выплаченных и полученных процентов, дивидендов и иных аналогичных доходов.

В странах «большой семерки» средняя налоговая ставка для процентов составляет 32,5%, для дивидендов – 23,3%, а для иных доходов с капитала – 18,8%. На этом фоне США представлены следующим образом: налог на полученные проценты превышает средние показатели (37,9%), на дивиденды – меньше среднего (18,8%), а налог на иные доходы с капитала соответствует средним показателям.

Территориальный принцип vs. принципа резидентства

Существенное отличие налоговой системы США кроется и в применении принципа резидентства в целях налогообложения доходов корпораций. Применение данной концепции означает, что американские компании вынуждены платить налог с так называемых «активных» доходов своих зарубежных дочерних компаний в том случае, если эти доходы выплачиваются в качестве дивидендов материнской компании. Напротив, согласно территориальному принципу доходы, полученные компанией от источников за рубежом, не облагаются налогом в стране ее резидентства.

Стоит отметить, что если ранее доминировал принцип всемирных доходов, то теперь все большее число стран принимает территориальный принцип. По данным на 2005 г., большинство европейских стран придерживается именно территориального принципа, исключая из обложения доходы компаний от зарубежных источников.

В этой связи специалисты предлагают воспринять эту модель либо начать постепенное движение в эту сторону. Такая модель в сочетании с возможным введением ускоренного списания инвестиционных расходов (faster write-off of investment) позволит «репатриировать» зарубежные доходы американских компаний в национальную экономику, более свободно осуществлять инвестиции.

Налог на деятельность корпораций (BAT): основные идеи

Итак, предлагается введение налога на деятельность корпораций, который будет представлять собой налог на потребление (consumption). При этом предполагается максимальное расширение налоговой базы по данному налогу при относительно низкой процентной ставке самого налога (вопрос о ставке налога остается открытым – одно из предложений предусматривает ставку около 5–6%). При этом замене подлежит лишь налог на доходы корпораций, а налог на индивидуальные доходы, который включает обложение дивидендов и доходов с капитала, подлежит сохранению (ставка налога будет единой для всех групп таких доходов). По подсчетам аналитиков, все это позволит стимулировать инвестиции, обеспечит экономический рост. В аналитических материалах Казначейства США содержится достаточно подробное экономическое обоснование введения данного налога.

BAT – это налог на товары и услуги, реализованные потребителям. Налоговая база для компании образуется как общие поступления от реализации товаров и услуг за вычетом приобретенных у других лиц товаров и услуг (в том числе средства производства). Заработная плата и иные выплаты работникам не уменьшают налоговую базу. Проценты и дивиденды (полученные либо уплаченные) также исключаются из налоговой базы. При этом налоговая база видится максимально широкой (as broad as possible) и охватывающей все потребление [ сноска 5 ] . Конечно, облагать налогом все потребление вряд ли возможно в виду того, что стоимость некоторых благ с трудом поддается точной оценке; в других случаях могут возрастать административные издержки контроля за налогоплательщиками и т. п. Налоговый период, как предполагается, будет составлять один год.

Всячески подчеркивается, что основное экономическое преимущество введения именно такой модели налога заключается в том, что негативных последствий, обычных для налогообложения доходов, а именно снижения стимулов к инвестированию и накоплению, в данном случае не возникает. Приводимые в докладе экономические разъяснения вполне убедительны [ сноска 6 ] . К тому же введение налога позволит унифицировать налогообложение бизнеса [ сноска 7 ] , создаст равные условия для организаций в принятии инвестиционных и иных экономических решений.

ВАТ и НДС – есть ли отличия?

Отмечается также, что, несмотря на прослеживающуюся схожесть с НДС (ВАТ – это разновидность НДС), данный налог имеет определенную специфику. Так, НДС в основном основывается на кредитном и инвойсном методе расчета налоговой базы (credit-invoice method). Напротив, налоговая база по ВАТ формируется путем вычета затрат на закупки из выручки от продаж (deduction or subtraction method). Таким образом, BAT по своим характеристикам в определенной степени приближается к налогу с розничных продаж с широкой налоговой базой.

По сути, BAT будет облагаться разница между покупкой и продажей на каждой стадии процесса производства и распределения. Иными словами, при взимании налога с продаж единственная разница с ВАТ будет заключаться в том, что первый будет взиматься лишь с конечной цены, уплаченной потребителем, а ВАТ – равномерно на каждой стадии производства.

Таким образом, суть предлагаемых нововведений заключается в расширении налоговой базы при одновременном снижении ставок налога на прибыль корпораций, введении нового типа налога с учетом смещения акцентов с доходов на потребление, что позволит бизнесу более свободно принимать инвестиционные решения за счет возможности ускоренного списания инвестиций.

В материалах Федерального Казначейства отмечается, что данный обзор представляет собой лишь обобщение возможных путей реформирования налоговой системы США. Какие из предложений будут в конечном итоге реализованы, покажет время. Однако при оценке долгосрочных перспектив реформирования отечественной налоговой системы изучение опыта США представляется важным и для России.

 


[ сноска 1 ] Approaches to Improve the Competitiveness of the U. S. Business Tax System for the 21st Century: http: //www. ustreas. gov/press/releases/reports/ hp749_approachesstudy.pdf.

 

[ сноска 2 ] 2 О налоговой системе США см., например: Бернам У. Правовая система США. М., 2006. С. 984–1040.

 

[ сноска 3 ] На федеральном уровне нет НДС, хотя в большинстве штатов взимается налог с продаж.

 

[ сноска 4 ] На страницах «Налоговеда» уже освещались некоторые из проектов реформирования налогообложения в США – см., например: Иконникова О.А. Налоговые инициативы по введению федерального налога с продаж в США // «Налоговед». 2007. № 2.

 

[ сноска 5 ] 5 При этом существующие в мире системы НДС, конечно же, не позволяют облагать все потребление.

 

[ сноска 6 ] Тем не менее существуют и более сдержанные прогнозы. О них также упоминается в материалах Казначейства

Ключевые слова: зарубежный опыт, налогообложение, налоговая реформа, США

[ сноска 7 ] 6.7 Одно из направлений реформирования налогообложения бизнеса заключается в упразднении различного рода специальных налоговых правил, стремлении к единообразному подходу к налогообложению.