«Частные квартирки» налогов и сборов

главный редактор
Налоги и сборы продолжают «разъезжаться по частным квартиркам». Децентрализованные денежные фонды, за счет которых финансируются отдельные публичные функции, активно множатся, подрывая универсальный принцип единства бюджета (ст. 114 Конституции РФ, ст. 29 БК РФ). Вместе с ним под угрозой и конституционный принцип ограничения специализации налогов и сборов. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это одно из обязательных условий стабильности госбюджета и гарантия, что государство выполнит свои функции. Установление целевых фискальных платежей не исключается, но для этого следует надежно обосновать с конституционных позиций необходимость того или иного расхода именно за счет целевых поступлений, обособления этих средств за рамками госбюджета1.
Технологический сбор
С 1 октября 2026 г. поправками в Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» вводится новый платеж в федеральный бюджет (законопроект № 1026190-8, принят Госдумой 20.11.2025). Вносить его будут обязаны лица, ввозящие в страну «электронную компонентную базу» или содержащую ее продукцию (в первую очередь ноутбуки, смартфоны), а также российские производители таких предметов обложения из иностранных комплектующих. Предусмотрена твердая ставка сбора на единицу товара, но не более 5000 руб.
По правовой природе этот сбор явно типичный акциз (надбавка к цене товара) со специфической (твердой) ставкой3. И можно было бы ввести новый предмет налогообложения, внеся дополнение в соответствующие статьи гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Все проблемы администрирования и контроля за взиманием, процедур обжалования доначислений и возврата переплат, гарантий прав плательщиков были бы автоматически разрешены на основе положений общей части НК РФ. Да и сбором платеж не является, поскольку не соответствует юридическому определению сбора как платежа за встречные юридически значимые действия госорганов (п. 2 ст. 8 НК РФ)4.
финУполномоченный
Этот институт создан как инструмент обязательного досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Финуполномоченный выполняет квазисудебную функцию по разрешению имущественных потребительских споров и выступает дополнительной гарантией (в условиях перезагрузки судов общей юрисдикции) защиты прав потребителей финансовых услуг. Его полномочия являются государственно-властными, сам он выступает полноправным субъектом системы публичного управления.
См.: п. 2 Обзора судебной практики ВС РФ № 1/2022 (утв. Президиумом ВС РФ 01.06.2022); Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (постатейный) / под общ. ред. Ю.В. Воронина, отв. ред. Н.А. Поветкина. М., 2022.
_____________________________________________________________________
С потребителей, обращающихся к уполномоченному с жалобами, платежи не взимаются. Но с проигравшей в споре финансовой организации взыскиваются специальные взносы. Их размер устанавливается Советом Службы (см. текст во врезке).
Состав Совета Службы финуполномоченного
15 членов, из них:
10 – представители государства, ЦБ РФ, самой Службы;
5 – представители финансового рынка.
Для утверждения размеров взносов достаточно двух третей голосов, то есть и без представителей рынка Совет дееспособен при голосовании по любым вопросам.
В целом КС РФ согласился с возможностью регулирования подобного фискального платежа за рамками НК РФ. Небюджетные формы финансирования публичной деятельности и взимание для этого специальных платежей не исключаются. Чтобы распространить это общее положение на институт финансового уполномоченного, Суд выдвинул несколько доводов.
С уважением,
С.Г. Пепеляев
S.G. Pepeliaev
Taxes and levies outside the usual public
regulatory scope
Whether new targeted fiscal payments being introduced beyond
the Tax Code are constitutional




