Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Обзор судебной практики

30, Мая 2008

Обзор судебной практики

Д.М. Щекин, партнер юридической компании«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

Общие вопросы налогообложения

Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 № 11690/07

Налоговый орган и суды трех инстанций отказали лизинговой компании в возмещении НДС по следующим основаниям: лица, принимавшие участие в расчетах, – взаимозависимые; Общество – излишнее хозяйствующее звено при выполнении лизинговых операций; Общество сдавало имущество в лизинг, устанавливая его стоимость более высокой, чем стоимость, определенную поставщиком; расчеты проводились с использованием счетов, открытых в одном банке; у Общества не было реальной возможности возвратить заемные средства, полученные по всем кредитным договорам. ВАС РФ признал эти выводы необоснованными и отметил, что в судебных актах нет обоснования причин, свидетельствующих о стремлении Общества к получению необоснованной налоговой выгоды.

Постановление ФАС ПО от 10.01.2008 № А49-4075/2007- 211А/17

В соответствии с нормами ГК РФ лица, не прошедшие государственной регистрации в качестве юридического лица, не приобретают правоспособности. Поэтому их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками ввиду их ничтожности, поскольку на стороне продавца нет субъекта права. Счета-фактуры, выставленные несуществующими продавцами, не отвечают требованиям, предъявляемым к ним пунктом 5 статьи 169 НК РФ, и не могут быть основанием для принятия сумм налога к возмещению на основании пункта 2 статьи 169 НК РФ.

Постановление ФАС ПО от 15.01.2008 № А65-4296/2007

Налоговый орган определил для целей налогообложения среднюю цену реализации Обществом добытых полезных ископаемых (песка, гравия, песчано-гравийной смеси). Судебные инстанции признали действия налогового органа не соответствующими положениям пункта 3 статьи 40 НК РФ. Согласно этой норме в рассматриваемом случае налоговому органу следовало установить уровень рыночных цен на идентичные (однородные) услуги и доначислить налоги только по тем сделкам Общества, цены по которым отклоняются от рыночных более чем на 20%.

Определение ВС РФ от 12.12.2007 № 91-Г07-27

В законе субъекта федерации было установлено, что организациям, осуществлявшим инвестиции в приобретение не бывших ранее в эксплуатации на территории субъекта федерации основных средств, в строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств, предоставляется право исчислять иуплачивать налог на имущество организаций по ставке 0,01% от остаточной стоимости указанных объектов основных средств. Суд признал эту норму противоречащей федеральному законодательству, так как посчитал, что законодатель субъекта федерации фактически установил особый порядок формирования налоговой базы при понижении ставки налога на имущество организаций.

Постановление ФАС СЗО от 14.11.2007 № А56-8212/2007

По смыслу статьи 50 НК РФ переход к правопреемнику обязанностей уплаты налогов и предоставление ему прав налогоплательщика, в том числе на получение сумм излишне уплаченных правопредшественником налогов, включает и возможность использования правопреемником налоговых льгот, установленных для правопредшественника.

Уплата и возврат налогов

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 № 8922/07

Из содержания пункта 3 статьи 46 НК РФ следует, что 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому налоговая инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения этого срока, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов.

Постановление ФАС ЦО от 14.02.2008 № А64-6421/06-13

Исполнение обязанности налогового агента по перечислению исчисленных и удержанных сумм налога по месту нахождения обособленных подразделений не зависит от постановки налогового агента на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений. При этом неисполнение обязанности по постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений имеет иные правовые последствия и не освобождает налогового агента от перечисления исчисленного и удержанного НДФЛ по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Постановление ФАС МО от 18.12.2007 № КА-А40/12941-07-П

Возникающая впоследствии задолженность налогоплательщика по платежам в бюджет не имеет обратной силы и не препятствует ранее возникшему праву налогоплательщика на возврат НДС и начисление процентов, поскольку иное прямо противоречило бы буквальному толкованию пункта 4 статьи 176 НК РФ.

Налоговый контроль

Постановление ФАС СЗО от 20.12.2007 № А42-2659/2007

Суд признал, что по налоговой проверке, начатой до 1 января 2007 г., налоговый орган правомерно вынес решение об обеспечительных мерах в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества в 2007 г.

Постановление ФАС ДО от 06.12.2007 № Ф03-А73/07-2/5530

Оценив договор аренды помещения, акт приема-передачи торгового оборудования, карточку регистрации контрольно-кассового аппарата, приказы о приеме на работу продавцов-консультантов, суд счел, что датой создания обособленного подразделения следует считать день передачи торгового оборудования, а не заключения договора аренды на использование помещения.

Постановление ФАС УО от 16.01.2008 № Ф09-10822/07-С3

Проведение налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не допустима и не основана на действующем законодательстве, поскольку в таких случаях налоговым органом могут использоваться иные формы налогового контроля.

Постановление ФАС ПО от 05.10.2007 № А06-7311/06

Суд посчитал несостоятельным довод налогового органа об отсутствии у налогоплательщика полного пакета документов на момент проверки. При проведении камеральной проверки декларации налоговый орган обязан при установлении или выявлении ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, сообщать об этом налогоплательщику с предложением внести соответствующие исправления.

Постановление ФАС ПО от 09.10.2007 № А12-4432/07-С61

Налогоплательщик, представляя в налоговые органы налоговую декларацию по земельному налогу и налоговые расчеты авансовых платежей по земельному налогу, должен указывать в них кадастровый номер земельного участка. В рассматриваемом случае эти расчеты не могли быть исчислены и своевременно представлены налогоплательщиком в налоговый орган ввиду отсутствия сведений о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка. Суд признал, что в несвоевременном представлении расчета авансовых платежей по налогу на землю вины налогоплательщика нет, – следовательно, он необоснованно привлечен к налоговой ответственности.

Ответственность

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 № 6615/07

Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения этим имуществом. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения его имуществом не допускается. Следовательно, решение налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам Общества противоречит пункту 1 статьи 126 Закона о банкротстве, и неисполнение этого решения не влечет ответственности банка, предусмотренной статьей 134 НК РФ.

Защита прав налогоплательщика

Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 № 8815/07

Срок, предусмотренный частью четвертой статьи 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Постановление ФАС МО от 04.12.2007 № КА-А40/12465-07

Суд признал, что поскольку требование об обязании возместить НДС вытекает из публичных правоотношений, однако имеет имущественный характер и не подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 НК РФ, в том числе с применением статьи 198 АПК РФ. Правило о трехмесячном сроке на подачу заявления, установленное частью четвертой статьи 198 АПК РФ, не распространяется на подачу такого заявления.

Постановление ФАС МО от 28.12.2007 № КА-А40/13560-07

Налоговый орган ссылается на то, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность повторно рассматривать правомерность применения Обществом налоговых вычетов по НДС, в случае уже имеющихся судебных актов. Суд признал эту позицию неправомерной, так как ранее основанием для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований явилось непредставление инспекции документов, до вынесения ею оспариваемого решения. В данном деле иные основания для отказа в вычете, поэтому оснований для применения статьи 69 АПК РФ нет.

Постановление ФАС МО от 03.12.2007 № КА-А40/12259-07

Изменение местонахождения юридического лица и перевод его на учет в другой налоговый орган не свидетельствуют о факте процессуального правопреемства, поскольку в рассматриваемом споре не было ни реорганизации налогового органа, ни уступки требования, ни перевода долга и других случаев перемены лиц в обязательствах в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Постановление ФАС МО от 03.12.2007 № КА-А40/11501-07

Убытки прошлых лет можно отнести к внереализационным расходам текущего периода, если невозможно определить конкретный период совершения ошибки (искажения). Отражение внереализационных расходов в текущем периоде не нарушает интересов бюджета, поскольку в предыдущих налоговых периодах у налогоплательщика в связи с неотражением спорных расходов возникла переплата налога на прибыль, равная сумме заниженного налога. Кроме того, подпункт 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ корреспондирует положениям пунктов 1 и 2 статьи 283 НК РФ.

Постановление ФАС СЗО от 17.01.2008 № А26-3723/2007

По результатам проверки налоговый орган доначислил водный и транспортный налог, но не учел их при исчислении базы, облагаемой налогом на прибыль за этот же период. Налоговый орган считал, что Общество должно самостоятельно внести изменения в декларацию по налогу на прибыль. При доначислении налогов, подлежащих включению в расходы, и одновременной корректировке налоговой базы налога на прибыль налогоплательщик может в дальнейшем оспорить правомерность сделанных доначислений и в случае признания решения незаконным, на суммы, учтенные налоговым органом в уменьшение налоговой базы налога на прибыль, бюджет может понести необоснованные потери в виде неуплаченного налога на прибыль. Суд не принял доводы налоговой инспекции и указал, что размер доначисленных по результатам проверки сумм налога на прибыль должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика, которые определяются на основании всех положений главы 25 НК РФ, в том числе и подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Постановление ФАС ПО от 15.01.2008 № А06-2522/2007-24

Основанием для привлечения Общества к налоговой ответственности и начисления пеней послужили свидетельские показания физических лиц, работавших в проверяемом периоде в Обществе и пояснивших (в протоколах допросов), что получаемая ими фактически заработная плата не соответствовала размеру заработной платы, указанной в трудовых договорах и платежных ведомостях на ее выдачу. Но суд указал, что каких-либо иных документов, подтверждающих факты совершения Обществом налоговых правонарушений, помимо протоколов опросов свидетелей, в материалах выездной налоговой проверки нет. Расчет подлежащих к доплате сумм налогов, проведенный исходя из результатов опроса работников, основан не на точных, а на приблизительных суммах, что следует из показаний физических лиц, где размеры полученной ежемесячной заработной платы в 2004–2005 гг. указаны как приблизительные. Суд признал величину выплат недоказанной.

Постановление ФАС ЗСО от 16.01.2008 № Ф04-246/2008 (712-А46-26)

Суд признал неправомерным включение лизинговых платежей в расходы. Приобретая автомобили на собственные средства, Общество (лизингополучатель), применив вексельную схему, не несло фактических расходов на оплату услуг по лизингу автомобилей. После оплаты лизинговых платежей денежные средства возвращались Обществу как гашение векселей, выданных лизингодателем. Фактически это был возврат лизинговых платежей. Векселя в течение 12 месяцев доходов Обществу (владельцу) не принесли.

Постановление ФАС СКО от 17.01.2008 № Ф08-8740/07-3272А

Суд отметил, что отрицание продавцом хозяйственной операции может в равной степени свидетельствовать как о ее отсутствии, так и об уклонении самого продавца от налогообложения.

Использованные сокращения

ВС РФ           – Верховный Суд Российской Федерации

ВАС РФ         – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ФАС ЦО        – Федеральный арбитражный суд Центрального округа

ФАС ДО        – Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ФАС МО       – Федеральный арбитражный суд Московского округа

ФАС ПО        – Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ФАС СЗО      – Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ФАС УО        – Федеральный арбитражный суд Уральского округа

ФАС СКО     – Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ФАС ЗСО      – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

На правах рекламы

Внимание!

Подписаться на полную версию ежемесячного «Обзора судебной практики по налоговым спорам», подготовленную специалистами юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», вы можете, позвонив по телефону +7 (495) 967-00-07 либо направив запрос по электронному адресу: info@pgplaw.ru

Стоимость подписки на «Обзор» составляет 100$ в месяц