Жить стало лучше?
Опубликованы статистические показатели работы арбитражных судов в 2007 г.1 Они помогают сформировать объективное мнение о тенденциях развития налоговых отношений в нашей стране.
По-прежнему наблюдается рост числа исков об оспаривании решений налоговых органов, подаваемых налогоплательщиками, однако темпы этого роста несколько снизились. В прошлом году арбитражные суды рассмотрели 60 тыс. таких дел, в 2006 г. – 57 тыс., в 2005 г. – 48 тыс., в 2004 г. – 42 тыс. По сравнению с предшествующим годом количество обращений налогоплательщиков в арбитражные суды увеличилось на 3 тыс., а не на 6 или 8 тыс., как раньше.
Скорее всего, это произошло из-за того, что частично спала острота проблемы возмещения НДС и сократилось число обращений в суды экспортеров, оспаривающих отказы возместить им налог.
На этом фоне наблюдается рост количества споров, разрешенных в пользу налогоплательщиков: их требования были удовлетворены в 76% случаев. В предшествующие годы этот показатель составлял примерно 73%. В отдельных судах это значение отличается в ту или иную сторону. Например, Арбитражный суд г. Москвы выносил решения в пользу налогоплательщиков в 84,5% случаев2.
Таким образом, по делам, не связанным с возмещением НДС из бюджета, позиция налогоплательщиков является более убедительной, чем доводы налоговых инспекторов. В целом, если исключить искажающее воздействие на статистические данные результатов рассмотрения дел по НДС, ситуация с соблюдением налоговыми органами законности при проведении проверок не выглядит благополучной.
ВАС РФ приводит и другие цифры, подтверждающие такой вывод. В стране растет число дел об оспаривании актов, решений и действий государственных органов. За прошедший год их число увеличилось с 89 до 98 тыс., то есть на 10%. Из них дела об оспаривании актов налоговых органов составляют 61,3%. Из всей когорты проверяющих, надзирающих и контролирующих инспекторов именно налоговики лидируют и по числу споров, и по количеству отмен их решений. Показатели других «рекордсменов» незаконных решений скромнее, хотя тоже высоки: чаще всего отменяются решения органов, контролирующих использование земли (67%), органов экологического контроля (62,4%) и таможенных органов (61,1%).
Председатель Арбитражного суда г. Москвы О. Свириденко не без основания замечает, что по числу отмен решений налоговых органов с достоверностью нельзя судить о качестве их работы, поскольку далеко не все решения налоговиков оспариваются в суде. С какими-то из них налогоплательщики соглашаются и добровольно исполняют. В тех же случаях, когда налогоплательщики, не оспаривая решения о доначислениях, все-таки не исполняют их, налоговики выигрывают 59% исков о взысканиях3.
Следует, однако, учесть, что в целом по стране показатель удовлетворяемости исков налоговых органов в 2007 г. составил 54%. В последние годы это значение по известным причинам сильно колебалось: 2006 г. – 63%, 2005 г. – 15%, 2004 г. – 81%.
К тому же среди дел о взысканиях доначислений немало «дел без спора», когда ответчик даже не является в суд. Поэтому высокий процент «побед» не должен удивлять и дезориентировать.
Сопоставимы показатели и по делам, где обжалуются постановления налоговых инспекций о привлечении организаций, их должностных лиц и предпринимателей к административной ответственности. Более чем в половине случаев (52%) эти решения признаются судами недействительными.
Интересно, что в суммовом исчислении в 2007 г. в Москве в 2,9 раза (до 7,8 млрд руб.) выросли суммы взысканий по результатам выездных проверок, которые вышестоящие налоговые органы и суды признали незаконными4.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что риски, создаваемые неоправданными действиями налоговых органов, по-прежнему высоки.
С другой стороны, арбитражные суды находят в себе силы в целом противостоять нарушениям законности в налоговых отношениях.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
главный редактор, член Президиума Российской ассоциации налогового права, канд. юрид. наук