Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Великая турбация

13, Августа 2025
С.Г. Пепеляев,
главный редактор
журнала «Налоговед»,
канд. юрид. наук

Федеральные ведомства соревнуются во введении все новых и новых фискальных платежей (см. текст во врезке).


«Налоговед» о парафискалитетах

Первое заседание Клуба налоговедов – «Парафискалитеты» // Сайт «Налоговеда». 29.04.2011. URL: https://nalogoved.ru;

О системе парафискальных платежей // Сайт «Налоговеда». 05.07.2013. URL: https://nalogoved.ru;

Пепеляев С.Г. О правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления // Налоговед. 2004. № 1;

Зарипов В.М., Попов П.А., Ромащенко Л.В. Концепция совершенствования правового регулирования некодифицированных налогов и сборов // Налоговед. 2014. № 910.


С 1 апреля 2025 г. начали взиматься сборы за размещение рекламы в сети «Интернет» и увеличенный почти на 70% сбор с операторов связи за использование радиочастотного спектра. Эти платежи инициировало Минцифры России.

По его примеру Минтранс России разработал законопроект о введении «аварийно-спасательных сборов», которые должны направляться в создаваемый национальный фонд обеспечения готовности и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов1. Плательщиками выступят владельцы нефтяных танкеров, а исчисляться этот сбор будет исходя из длины маршрута плавания, объема перевозки, возраста судна. Управлением фондом займется специально созданная публично-правовая компания «Морская администрация»2. По печальной традиции последних пары лет законопроект об этом платеже содержит лишь весьма общие положения, а конкретные условия обложения будут определены постановлением российского Правительства и другими подзаконными актами, разработка которых должна завершиться к концу 2026 г.

По своей природе этот сбор – типичный акциз на услуги по перевозке, пусть и имеющий целевое назначение. Он, конечно же, увеличит цену транспортировки и в зависимости от рыночной конъюнктуры скажется или на цене нефти и нефтепродуктов, или на доходности отправителей грузов либо самих перевозчиков.

Однако и подзаконное установление сбора, и отрицательные экономические последствия не принимаются в расчет, поскольку авторы нововведения хотят «как лучше»: «целью предлагаемых решений является обеспечение безопасности личности, общества, государства и окружающей среды, что является приоритетом государственной политики РФ»3.

Не отстает и Минпромторг России. Его глава выступил с предложением распространить взимание утилизационного сбора, ранее применявшегося лишь в отношении транспортных средств, и на широкий круг другой продукции. Министр прямо заявил, что этот сбор служит источником дополнительных доходов, а не только стимулирует отечественное производство4. Источники в ведомстве между тем заявляют, что речь идет о более масштабном фискальном проекте – о введении некоего «промсбора», не связанного с затратами на утилизацию отслуживших товаров и имеющего более общий характер.

В первую очередь этот платеж распространят на электронику, его введение уже прорабатывается с заинтересованными ведомствами. Но ожидается увеличение утильсбора и в традиционном секторе: ставки в отношении автомобилей мощностью свыше 160 л. с., ввозимых из-за границы физическими лицами, предлагается поднять так, чтобы уже в 2025 г. дополнительно собрать 40–60 млрд руб.5

Непосредственного, то есть через правовые механизмы, влияния на развитие национальной автомобильной отрасли утильсбор не оказывает. Он, заявляют экологические эксперты, также никак не способствует разгрузке полигонов твердых бытовых отходов и никак не влияет на структуру обращения отходов, не помогает созданию производств замкнутого цикла6. Непосредственно он приводит к удорожанию автомобилей иностранного производства для отечественных потребителей и по своей правовой природе может быть отнесен к акцизам или заградительным таможенным пошлинам (см. текст во врезке). Вид специального утильсбора придан этому платежу для того, чтобы хотя бы формально не нарушать правила Всемирной торговой организации.


«Налоговед» о фискальных платежах

Крехалева Л.П. Утилизационный сбор: все равны, но некоторые равны более // Налоговед. 2020. № 7;

Пепеляев С.Г. Об утилизации конституционных ценностей // Налоговед. 2022. № 12;

Файзрахманова Н.Л. Позиция КС РФ по уплате утилизационного сбора. Стоит ли ждать ясности? // Налоговед. 2024. № 8.


В довершение ко всему и само Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о введении новых и повышении размера некоторых существующих госпошлин. Нововведения касаются автолюбителей, для которых пошлины за регистрацию транспортных средств, выдачу водительских удостоверений, номерных знаков и пр. вырастут с 50 до 300%, а также иностранных граждан, для которых вводится пошлина за постановку на учет и др.7

Система пошлин расширяется и благодаря планируемой плате за пользование инфраструктурой электронного правительства. Инициатором и здесь выступило Минцифры России. Данные из этого информационного ресурса запрашивает бизнес. Например, банки – для организации лучшего клиентского обслуживания, страховые компании – для сбора сведений о страхователях, риелторы – о собственниках жилья и др. Это помогает ему получать конкурентное преимущество и финансовую выгоду, считают инициаторы платежа, но бизнес глубоко сомневается в экономической обоснованности нововведения8.

Предложения новых фискальных платежей часто выдвигаются без заботы о том, реализуемы ли они на практике. Так, громко прозвучала инициатива Минцифры России по введению нового сбора с компаний за использование зарубежного программного обеспечения9. Но разработка нормативной основы приостановлена из-за того, что нет механизмов практической реализации. Вероятно, по этой причине проект не поддержали ни Минфин России, ни Федеральная налоговая служба, ни отрасль10.

Такими же непродуманными инициативами будоражат общество и другие фискальные активисты. Примером служит предложение ввести фиксированные (минимально обязательные) НДФЛ и страховые взносы для неработающих обеспеченных людей – «профессиональных бездельников», к которым отнесены домохозяйки, рантье и дети богатых родителей. Они ничего не платят в казну, считают инициаторы, но пользуются социальными благами. Возможно, эта инициатива была предложена по примеру Белоруссии.

«Налог на тунеядство»

В России

В 2025 г. в России было предложено ввести НДФЛ для неработающих обеспеченных людей11. Ранее, в 2016 г., министр труда и социальной защиты предлагал обязать неработающих граждан оплачивать социальные услуги – 20 тыс. руб. в год12.

В Белоруссии

В 2015 г. в Республике Беларусь был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который фактически ввел такое понятие, как «налог на тунеядство». Документ утратил силу в 2018 г. в связи с принятием Декрета № 1 «О содействии занятости населения», а сам этот налог в размере 20 базовых величин трансформировался в возмещение не занятыми в экономике лицами экономически обоснованных затрат на услуги, субсидируемые государством.

Более половины россиян (63%) выступили против таких шокирующих планов. Особое неприятие вызвало обесценение труда домохозяек в условиях широко пропагандируемых семейных ценностей13.

В одном старинном учебнике по финансовому праву, концы которого я потерял, вычитал суждение, что налогомания – страсть к сочинительству новых и новых поборов – считается самой опасной формой умопомешательства. Новое время только укрепляет уверенность в точности этого наблюдения.

Практика разрастания ситуативных фискальных платежей, относящихся по своей природе к косвенным налогам, все больше напоминает разудалый ельцинский период.

Цифра
В общей сложности 48 федеральных, региональных и местных налогов, сборов, платежей насчитывалось за время действия Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Наибольшее число приходилось на период 1999–2001 гг.

А если обратиться к более ранним периодам – лихие времена Петра I. Многочисленные налоги и сборы (в том числе пресловутый налог на бороды), которые вводились на содержание армии, не были ни унифицированы, ни упорядочены14. Первый русский экономист-теоретик И.Т. Посошков в знаменитой «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.) сетовал на засилье мелких разрозненных бессистемных платежей: «Мелочный сбор, мелок он и есть. Токмо людям турбация великая»15.

Ну что ж, не в первый раз турбация.

1 Законопроект (ID проекта: 157952) проходил оценку регулирующего воздействия с 3 по 9 июля 2025 г. URL: https://regulation.gov.ru.
2 См. законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О публично-правовой компании „Морская администрация Российской Федерации“». URL: https://regulation.gov.ru.
3 Из Пояснительной записки к законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ID проекта: 157952). URL: https://regulation.gov.ru.
4 Минпромторг предложил рассмотреть распространение применяемого в автопроме утильсбора на другие отрасли // Интерфакс. 01.07.2025. URL: https://www.interfax.ru.
5 Минпромторг предложил увеличить утильсбор с автомобилей мощнее 160 л. с. для физлиц // Интерфакс. 02.07.2025. URL: https://www.interfax.ru.
6 Олег Иванов (Москва): Минпромторг видит в утильсборе средство пополнения казны и меру защиты внутреннего рынка // Давыдов.Индекс. 01.07.2025. URL: https://davydov.in.
7  Законопроект № 960712-8 внесен в Госдуму 07.07.2025. URL: https://ozd.duma.gov.ru.
8 Правительство предложило ввести плату за использование данных бизнесом // Российская газета. 22.05.2025. URL: https://rg.ru.
10 Труднооблагаемый софт // Коммерсантъ. 05.06.2025. URL: https://www.kommersant.ru.
11 В России предложили ввести налог для богатых бездельников // Газета.ru. 12.05.2025. URL: https://www.gazeta.ru.
12 Власти хотят обязать неработающих граждан оплачивать социальные услуги // Ведомости. 23.10.2026. URL: https://www.vedomosti.ru.
13 Введение налогов для неработающих официально граждан не поддержали более 60% россиян // Независимая газета. 22.05.2025. URL: https://www.ng.ru.
14 Дмитриева З.В., Козлов С.А. История российского налогообложения в XVI–XVIII веках в контексте проблемы «налоги – войны» // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 68.
 

С уважением,
С.Г. Пепеляев


S.G. Pepeliaev
The great supercharge
The Chief Editor on growing ad hoc fiscal payments