«Русский мытарь» сообщает
Мы продолжаем наше сотрудничество с журналом «Русский мытарь» в лице его главного редактора И. Хаменушко
В поисках утраченного бремени: новое направление налогового контроля
Как с ужасом обнаружил корреспондент РМ, косвенные налоги отличаются от налогов прямых.
Одних только налогоплательщиков косвенным налогам уже мало [ сноска 1 ] . Они требуют наличия так называемых носителей налогового бремени. Это такие люди, которые зачем-то платят косвенный налог в составе цены товара, за счет чего совершается переложение налогового бремени с продавца-налогоплательщика на покупателя [ сноска 2 ] .
Для успешного существования косвенных налогов в качестве надежного источника бесперебойного поступления денежных средств в бюджеты всех уровней [ сноска 3 ] необходимо сочетание двух факторов: наличия достаточного количества носителей и существования налогового бремени.
Откуда берутся носители налога? В настоящее время учеными практически доказано, что налоговое бремя передается ценовым путем. Заразиться им можно только от налогоплательщика, от носителя к носителю оно не передается. Считается, что налоговое бремя не оказывает патогенного воздействия на организм носителя и теоретически не влияет на срок жизни этого лица. Поэтому количество носителей налога имеет тенденцию к росту. Все эти сведения мы почерпнули из крайне полезной и содержательной брошюры «Просто налоги» [ сноска 4 ] .
А вот куда носители налогового бремени его несут и что с ним и с ними делают, когда доносят, — до сих пор было не известно. Теперь этим вопросом заинтересовались соответствующие научные организации.
«Всякому понятно, что если налоговое бремя будут нести бесконтрольно, то рано или поздно его растащат совсем», — говорит Макар Телятин, странствующий адвокат.
Эта ситуация не может не внушать беспокойства. В связи с выявленной проблемой ниже мы приводим предложения по совершенствованию налогового законодательства, выдвинутые специалистами Института Прикладного Налогообложения [ сноска 5 ] .
«В целях обуздания налогового бремени в отношении так называемых косвенных налогов следует в кратчайшие сроки разработать, создать и внедрить систему налогового учета и контроля носителей налогового бремени.
Для этого необходимо:
— закрепить понятие “носитель налогового бремени” законодательно, понимая под таковым любое лицо, обязанное на постоянной и регулярной основе выступать покупателем товаров, работ и услуг, в цену которых включены косвенные налоги;
— создать электронную систему регистрации и учета носителей налогового бремени, позволяющую реализовать в режиме реального времени регистрацию информации обо всех сделках указанных лиц (далее — информация о потреблении), группировку и обобщение информации о потреблении по заданным параметрам;
— законодательно закрепить понятие “прожиточный минимум”, означающее минимальный уровень потребления. Лицо, в отношении которого имеется информация о потреблении ниже прожиточного минимума, подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа;
— законодательно закрепить понятие “личной нормы”. Личная норма означает уровень потребления подакцизной спиртосодержащей продукции в пересчете на чистый спирт, ориентировочно 10 декалитров в год. Лицо, в отношении которого имеется информация о потреблении, свидетельствующая, что оно не добирает до нормы, также подлежит штрафу;
— учитывая специфику и новизну данной области налогового контроля, отсутствие отечественного и зарубежного опыта организации соответствующих контрольных мероприятий, возложить налоговый контроль налогового бремени на орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля налогового бремени, с присвоением ему наименования Росбремконтроль».
Как нам пояснили специалисты Института, в основе контроля налогового бремени будет лежать так называемая бинарная модель наложения кросс-потоков информации. Проще говоря, покупатели будут регулярно сдавать в органы Росбремконтроля отчеты о потреблении. Одновременно предлагаемое к созданию ведомство будет получать информацию от продавцов. Разница между получаемыми сведениями об объемах потребления, в науке именуемая коэффициентом взаимной девиации кросс-потоков информации, сама по себе не будет иметь правового значения. Однако специалистам Института удалось выявить корреляцию между этим коэффициентом и скрытым потреблением. В перспективе это позволит выявлять и привлекать к ответственности не только лиц, не достигших нормативных значений потребления, но и вообще всех лиц, уклоняющихся от несения налогового бремени в объеме, соответствующем их социальному статусу.
Возможно, метод выглядит наукообразным и не очень понятен. Ведущий специалист Института Прикладного Налогообложения, попросивший не называть его имени по причине неблагозвучности, любезно согласился дать нам разъяснения на конкретном примере: «Ну, типа, если все конкретные чуваки носят ролекс, а ты под лоха закосил, а в натуре ты все равно пацан конкретный, то ролекс тебе пришьют ни за пить дать».
«В косвенных налогах происходит расщепление налогоплательщика, отчуждение от его юридической личности ее экономической компоненты, с одновременным переложением названной компоненты на другое лицо посредством закрепленного в праве механизма переложения налога переходом» (Феермюллер Л. «Краткое вступление к дискуссии по вопросу о юридической конструкции налога на потребление в буржуазном обществе».
М.: Крестьянский рабочий, 1927. С. 2).
Как НДС с Акцизом карман и печень погубили // Памятка алкоголику. Автор н/у.
М.: Жисть, 2008. Т. 3. С. 344. Картинка 3 справа в верхнем ряду.
Эту бодрую тираду мы позаимствовали, причем неоднократно. См., например: Опанасюк С.Ю. О сущности налогов на современном этапе развития фискальных инструментов. В сб. материалов ХХХ международной конференции адептов Истинного и Признанного Ассоциаториума Камералистов. М.: ИПАК, 2006. С. 258.
Просто налоги. Научно-популярное издание. Колл. авт., под общ. ред. д. м. н. проф. М. Комаринского. Вып. 2. М.: Судебная медицина и бухгалтерия, 2008. С. 1.