Вправе ли налогоплательщики оспаривать в суде разъяснения Минфина России?
Тема данного номера — вопрос о статусе разъяснительных писем Минфина России. В рубрике «События» представлен отчет о посвященной данному вопросу встрече участников Налогового клуба. Также представляем вниманию читателей ряд статей по этой проблематике
Этот вопрос активно обсуждается в настоящее время в Высшем Арбитражном Суде РФ [ сноска 1 ] и профессиональной общественностью. Интерес налогоплательщиков к судебному обжалованию писем Минфина России понятен: чем ждать проверки с начислением недоимки, пеней и штрафов, которые затем нужно будет оспаривать в суде с непредсказуемым, к сожалению, результатом, гораздо удобнее и важнее с управленческой точки зрения заранее понять, что же думает государство в лице судебных органов о той или иной ситуации. Если суды считают, что финансовое ведомство занимает правильную позицию и «надо платить», компания учтет все налоговые издержки в стоимости проекта или цене сделки либо откажется от них в связи с финансовой невыгодностью.
Долгое время возможность оспаривания письменных разъяснений Минфина России в суде связывалась с вопросом о нормативном характере таких документов. По нашему мнению, в настоящее время такой подход не актуален.
Как следует из статьи 29 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом такие дела рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов Российской Федерации, а дела об оспаривании нормативных актов — Высшим Арбитражным Судом РФ. Следовательно, применительно к разъяснениям Минфина России вопрос их нормативности или ненормативности — это вопрос подсудности, а не подведомственности.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 № 363-О-О отмечается: «…как следует из статей 29, 150 и 198 АПК Российской Федерации, содержащиеся в них нормы, рассматриваемые во взаимосвязи с частью первой статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Министерства финансов Российской Федерации, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит и кому адресован обжалуемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, — иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации. Такую правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал в официально опубликованном Определении от 5 ноября 2002 года № 319-О по жалобе некоммерческой организации — учреждения по управлению персоналом “Персона”. Содержащиеся в нем выводы применимы и при разрешении вопроса, поставленного заявителем» [ сноска 2 ] . Аналогичные выводы сделаны Конституционным Судом РФ в Определении от 20.10.2005 № 442-О [ сноска 3 ] и в Определении от 02.10.2007 № 632-О-О. Таким образом, орган конституционного контроля подтвердил подконтрольность судам деятельности Минфина России в виде издания писем.
Не исключил возможность оспаривания писем Минфина России и Верховный Суд РФ. В Определении от 27.12.2005 № ГКПИ05-1625, отказав в принятии к рассмотрению заявления гражданина об оспаривании писем Минфина России в связи с их ненормативным характером и неподведомственностью данного дела Верховному Суду РФ, суд отметил, что дело может быть рассмотрено по первой инстанции районным судом.
С 1 января 2007 г. налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ [ сноска 4 ] ). Такое правило само по себе означает, что разъяснения Минфина России неизбежно затрагивают права и законные интересы налогоплательщиков. Следовательно, доказывать, что права и интересы затронуты в конкретном случае, нет необходимости, как нет необходимости доказывать нормативный характер писем. Следует сделать вывод, что письменные разъяснения Минфином России налогового законодательства, подписанные уполномоченными лицами (см. письмо Минфина России от 06.11.2005 № 03-02-07/1-116), могут оспариваться в судах.
По смыслу соответствующих статей ГПК РФ и АПК РФ письменные разъяснения Минфина России подлежат рассмотрению по первой инстанции в арбитражном суде или суде общей юрисдикции по месту нахождения Минфина России.
Соглашаясь с мнением о ненормативном характере писем Минфина России, следует признать, что организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо обращаться с заявлениями в Арбитражный суд г. Москвы.
В то же время, в отличие от решений налоговых органов как правоприменительных актов, разъяснения Минфина России — это акты официального толкования налогового законодательства уполномоченным государственным органом (ст. 34.2 НК РФ), то есть отнюдь не рядовые ненормативные акты. При их рассмотрении необходимы особые правила, например коллегиальный, а не единоличный состав судей.
В связи со сложностью и значимостью данных дел для всех налогоплательщиков целесообразно законодательно закрепить правила о специальной подсудности таких дел Высшему Арбитражному Суду РФ и Верховному Суду РФ. При этом в целях наиболее объективного рассмотрения дела и во избежание провокаций необходимо предусмотреть возможность присоединения всех желающих к первому заявлению с изложением своей позиции по делу. Вряд ли стоит опасаться потока жалоб со стороны налогоплательщиков, тем более что рассмотрение одного такого спора предотвратит сотни и тысячи разбирательств в нижестоящих судах. Для подобных дел будет справедливым и повышенный размер государственной пошлины, дополнительные квалификационные требования к представителям.
Ввиду особого статуса писем Минфина России с 1 января 2007 г. необходимо признать пробел в действующем арбитражном процессуальном законодательстве. Решение существующей проблемы в настоящее время видится в возможности рассмотрения писем Минфина России Высшим Арбитражным Судом РФ на основании пункта 6 статьи 13 АПК РФ по аналогии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 34 АПК РФ. Современные интернет-технологии, активно используемые высшим органом экономического правосудия, могут позволить всем желающим направить в Высший Арбитражный Суд РФ свою правовую позицию по делу. Необходимо лишь предоставить для этого достаточное время.
* По данной теме см. также: Соловьев В.А. Письменные разъяснения в России и за рубежом // Налоговед, 2007, № 10; Вахитов Р.Р. Выдача предварительных заключений по налоговым вопросам: опыт Нидерландов. // Налоговед, 2005, № 8; Иконникова О.А. Способы устранения неблагоприятных налоговых последствий на примере отдельных институтов зарубежного налогового права // Налоговед, 2005, № 6.
См.: постановления Президиума ВАС РФ от 19.09.2006 № 13322/04, от 16.01.2007 № 12547/06, от 09.10.2007 № 15182/06.
В этом деле заявитель обращался с жалобой на письмо Минфина России как ненормативный акт в Арбитражный суд г. Москвы, то есть по месту нахождения Минфина России, на основании п. 2 ст. 29 и п. 1 ст. 34 АПК РФ.
В этом деле тот же заявитель обращался с жалобой на письмо Минфина России как нормативный акт в Высший Арбитражный Суд РФ на основании п. 1 ст. 29 НК РФ и подп. 1 п. 2 ст. 34 АПК РФ.
В редакции ФЗ от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
Ключевые слова: арбитражный суд, Минфин России, письменные разъяснения, обжалование