Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Значение Решения Суда ЕС от 12 сентября 2006 г. № C-196/04 для развития российского законодательства

30, Ноября 2007
В.М. Зарипов, 
заместитель главного редактора 

Наступление на оффшоры начинается

Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008—2010 гг. (одобрены на заседании Правительства РФ 02.03.2007) предусмотрен ряд мер по борьбе с укрывательством доходов российских компаний в офшорных зонах, которые условно можно назвать «антиофшорным законодательством». По словам Президента РФ, капиталы российских граждан не должны «болтаться» в офшорных зонах [ сноска 1 ] .

Благодаря Федеральному закону от 16.05.2007 № 76-ФЗ «О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2008 г. в России появится законодательное определение офшорной зоны [ сноска 2 ] : это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких «зон» должен быть утвержден Минфином России. Проект «черного списка» подготовлен в рамках законопроекта о совершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием. Однако не совсем понятен принцип отнесения Минфином России государств и территорий к офшорам. Допуская возможность частичного делегирования, статья 57 Конституции РФ требует закрепления пределов такого делегирования (в нашем случае — порогового значения) в законе. Например, часто используется подход на основе сравнения определенной доли (1/3, 1/2, 2/3 [ сноска 3 ] , 3/4 ) ставки налога на прибыль или на доход со ставкой в другой стране.

Новая аббревиатура — CFC

В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в практике налогообложения некоторых стран применяется правило, когда нераспределяемый между учредителями доход иностранной дочерней компании (контролируемой иностранной компании, CFC) или его часть может рассматриваться в целях налогообложения налогом на прибыль как доход ее владельца — материнской компании. При этом во избежание двойного налогообложения налоги, уплачиваемые с дохода контролируемой компании по месту регистрации, принимаются к зачету. Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании в офшорные зоны в результате последовательности сделок.

С 2009 г. в налоговое законодательство России (гл. 23 и 25 НК РФ) планируется ввести определение контролируемых иностранных компаний, а также установить размер стратегического участия. Например, в США и Финляндии контролируемой считается компания, в которой национальные акционеры владеют более 50% акций, в Казахстане — 10% и более. В Великобритании, Италии и Дании критерий для признания контроля установлен в размере 25% капитала иностранной компании. Можно лишь предположить, что в России размер стратегического участия будет связан с размером участия, установленным Федеральным законом от 16.05.2007 № 76-ФЗ для применения нулевой ставки на получаемые дивиденды.

Информация — ключевой фактор

Действие правил об иностранных контролируемых компаниях невозможно без получения соответствующей информации. Для этого предлагается возложить на налогоплательщиков обязанность под страхом применения санкций указывать в декларациях все свои иностранные аффилированные компании, а также сведения о степени участия в контролируемой компании. Такой «односторонней» обязанности может оказаться недостаточно, поэтому планируется пересмотреть международные соглашения России с другими странами об обмене информацией об акционерах и финансах.

За опытом — в Европу

«Правило CFC» — один из «сдерживающих» факторов. Другие инструменты — определение понятия налогового резидента применительно к организациям, контроль за трансфертным ценообразованием во внешнеэкономических сделках, правила о «недостаточной капитализации».

 

Разработка законодательных норм о контролируемых иностранных компаниях — дело ближайшего будущего, и через два-три года с этими нормами столкнутся ориентированные на международный рынок российские компании. В связи с этим специалисты юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» перевели на русский язык и предоставили для публикации в «Налоговеде» Решение Суда ЕС от 12.09.2006 № C-196/04. Изучение этого решения позволит лучше понять подходы к применению правил о контролируемых иностранных компаниях и возникающие при этом проблемы.

В.М. Зарипов, 
заместитель главного редактора

 


[ сноска 1 ]

Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г.

[ сноска 2 ]

С принятием данного Закона слово «офшор» окончательно «обрусело» и потому пишется, как слово «офис» и другие подобные заимствованные слова, с одной буквой «ф».

[ сноска 3 ]

В проекте закона предлагалось использовать ставку 2/3.


Ключевые слова: недостаточная капитализация, Суд ЕС, ОЭСР, налог на прибыль, иностранная компания, обмен информацией, офшор, Основные направления налоговой политики, зарубежный опыт, США, Финляндия, Казахстан, Великобритания, Италия, Дания