Обзор судебной практики
Обзор судебной практики
Д.М. Щекин, партнер юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук
Общие вопросы налогообложения
Постановление ФАС ВСО от 22.03.2007 по делу № А19-20339/06-20-Ф02-865/07, А19-20339/06-20-Ф02-2012/07
Суд признал неправомерным включение в расходы стоимости услуг по лесозаготовке по договору с несуществующим поставщиком. Суд обратил внимание на обстоятельства расчетов с поставщиком, производимых Обществом путем проведения взаимных расчетов и перечисления денежных средств на счета третьих лиц, не имеющих финансово-хозяйственных отношений с поставщиком. Таким образом, невозможно определить, кому произведена оплата и какое именно юридическое лицо оказывало услуги, так как факт оказания услуг не подтвержден первичными бухгалтерскими документами.
Постановление ФАС ЗСО от 12.04.2007 по делу № Ф04-2164/2007(33337-А75-31)
Налоговая инспекция представила документы встречных проверок контрагентов Общества, опросы свидетелей, проведенные правоохранительными органами, оценив которые суд посчитал правомерным доначисление Обществу налога на прибыль и НДС, так как имелись доказательства неполноты, недостоверности и противоречивости сведений, отраженных Обществом в первичных бухгалтерских документах и счетах-фактурах. Довод Общества о том, что нарушение требований ведения бухгалтерского учета третьими лицами не влияет на оценку действий самого Общества, не был принят судом. Нормы налогового законодательства прямо не возлагают на налогоплательщика обязанность проверки правоспособности контрагентов и не связывают ответственность налогоплательщика с фактами непредставления контрагентами в налоговые органы бухгалтерской и налоговой отчетности, неуплаты ими налогов, отсутствием по месту постановки на налоговый учет и представлением «нулевой» отчетности. Однако предъявляемые в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли и НДС документы должны с достоверностью подтверждать реальность проводимых операций.
Постановление ФАС СЗО от 05.03.2007 по делу № А42-2210/2006
Налоговым законодательством правоспособность юридического лица ставится в зависимость от его государственной регистрации, а не от постановки на налоговый учет. Отсутствие сведений о поставщике в ЕГРН неравнозначно отсутствию государственной регистрации продавцов товара в качестве юридического лица.
Постановление ФАС УО от 01.03.2007 по делу № Ф09-1144/07-С3
Если имеет место универсальное правопреемство, то к новому юридическому лицу наряду с другими правами переходит право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.
Постановление 10 ААС от 06.02.2007 по делу № А41-К2-10284/06
Ссылка налоговой службы при недействительности сделки на обязанность ЗАО восстановить стоимость реализованного в адрес ООО имущества в бухгалтерском учете на дату реализации несостоятельна. В налоговом и бухгалтерском учете отражаются и учитываются не гражданско-правовые сделки, а хозяйственные операции. Законодательство о налогах и сборах не предусматривает для налоговых отношений последствий недействительности гражданско-правовых сделок, аналогичных тем, которые предусмотрены в гражданском законодательстве.
Уплата и возврат налогов
Постановление ФАС ВВО от 26.02.2007 по делу № А17-1641/5-2006
Несоблюдение налоговым агентом порядка уплаты НДФЛ (направление части средств вместо одного муниципального бюджета в другой) не является неуплатой налога в срок и не может служить основанием для начисления пеней. Согласно нормам главы 23 НК РФ данный налог является единым, пени могут быть начислены при наличии недоимки по налогу в целом.
Постановление ФАС ЦО от 26.02.2007 по делу № А14-12521-2006/243/6
Требование налогового органа об уплате налога и пеней является актом индивидуального регулирования, а не уведомлением, носящим информационный характер. Следовательно, оно должно соответствовать пункту 4 статьи 69 НК РФ и содержать необходимые сведения, позволяющие установить основания образования и выявления недоимки.
Постановление ФАС ЦО от 27.02.2007 по делу № А09-6034/06-29
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает такого процессуального действия, как перевыставление налоговым органом ранее выставленных инкассовых поручений путем направления в банк новых. В этом случае повторное предъявление налоговой инспекцией к расчетному счету Общества инкассовых поручений в отношении одной и той же задолженности выходит за пределы установленного статьей 46 НК РФ срока и направлено на его продление, что недопустимо и является основанием для признания таких действий налогового органа незаконными.
Постановление ФАС ВВО от 28.03.2007 по делу № А43-9393/2006
При наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган должен в самостоятельном порядке провести зачет НДС (как по внутреннему рынку, так и по экспортным операциям).
Постановление ФАС СКО от 26.02.2007 по делу № Ф08-611/2007-252А
Сумма налога на прибыль формируется не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода, а уплата налога до окончания налогового периода является способом уплаты налога и не противоречит общим принципам налогового законодательства. Переплата по налогу на прибыль в местный бюджет считается не с момента уплаты ежемесячных авансовых платежей, а с момента уплаты авансовых платежей по итогам отчетного периода, которые и засчитываются в счет уплаты налога. Таким образом, утверждение налогового органа, что начало течения трехгодичного срока, предусмотренного в пункте 8 статьи 78 НК РФ, следует исчислять со дня уплаты налога, то есть с момента внесения последнего ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль (14 ноября 2002 года), противоречит приведенным правовым нормам.
Постановление ФАС УО от 22.02.2007 по делу № Ф09-870/07-С3
Из содержания статьи 78 НК РФ следует, что начисление процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога. Указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Иные налоги и сборы
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 № 9565/06
Суд признал, что организация питания своих работников артелью старателей в полевых условиях на основании коллективного договора и в счет выплат ежедневного полевого довольствия не является предпринимательской деятельностью по оказанию услуг общественного питания, облагаемой ЕНВД.
Постановление ФАС СКОот 28.02.2007 по делу № Ф08-734/2007-303А
Продаваемые карты экспресс-оплаты не могут выступать в качестве имущества, используемого для перепродажи в рамках заключаемых договоров купли-продажи в сфере розничной торговли. Они не отвечают признакам товара, определенным статьей 38 НК РФ, и в соответствии с главой 7 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» по своей правовой природе являются лишь средством предварительной оплаты услуг телефонной связи, обеспечивающим доступ к услугам связи. Таким образом, вывод о том, что карта экспресс-оплаты может быть предметом розничной купли-продажи (товаром), и о необходимости уплаты ЕНВД с данного вида деятельности основан на неправильном применении норм материального права.
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 № 11118/06
Лица, признаваемые плательщиками государственной пошлины, вправе с 1 января 2005 года направить в налоговый орган по месту нахождения суда, указанного в платежном поручении в качестве органа, за юридически значимые действия которого произведена уплата государственной пошлины, соответствующее заявление о возврате пошлины с приложением необходимых документов независимо от уплаты пошлины в 2004 году.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117
НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Постановление ФАС ЗСО от 22.02.2007 по делу № Ф04-666/2007(31615-А27-31)
Суд отметил, что при исчислении НДПИ при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых до утверждения нормативов потерь относятся к сверхнормативным. На 2005 год порядок утверждения нормативов, устанавливающий виды потерь при добыче каменного угля, отсутствовал. Обществом были применены нормативы потерь при геологических нарушениях в размере 1,7% согласно годовому плану потерь, утвержденному Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области.
Постановление ФАС УО от 09.03.2007 по делу № Ф09-1355/07-С2
В силу универсальности нормы, содержащейся в пункте 4 статьи 346.13 НК РФ, Общество правомерно освобождено от уплаты штрафа за несвоевременную сдачу ежемесячных деклараций по НДС, который начислен за месяцы квартала, в котором Общество перешло с упрощенной на общую систему налогообложения.
Налоговый контроль
Постановление ФАС ВВО от 26.03.2007 по делу № А79-5390/2006
Общество для производственных нужд, в том числе и для производства строительно-монтажных работ в цехе, покупало электроэнергию. По мнению налоговой инспекции, до ввода в эксплуатацию цеха Общество неправомерно включило в текущие расходы затраты на электроэнергию и предъявило к вычету НДС. Суд указал, что налоговая инспекция размер потребленной электроэнергии в цехе определила расчетным путем исходя из средних возможных показателей, так как цех не имел оборудования для учета потребленной энергии. Расчет объема электроэнергии, затраченной Обществом на работы в цехе, сделан налоговой инспекцией произвольно, недоказательно, в связи с чем спорные суммы налога на прибыль и НДС доначислены Обществу необоснованно.
Постановление ФАС СКО от 01.03.2007 по делу № Ф08-747/2007-327А
Представление декларации по форме, не соответствующей Приказу Минфина России от 03.03.2005 № 31н, не признается непредставлением декларации.
Постановление ФАС УО от 12.03.2007 по делу № Ф09-1391/07-С3
Решением налоговой инспекции назначена выездная налоговая проверка банка по вопросу правильности открытия расчетных счетов федеральным государственным предприятием и товариществом собственников жилья. Существом проводимых налоговой инспекцией мероприятий была проверка банка не как налогоплательщика или налогового агента, а как особого субъекта налоговых правоотношений в рамках проведения налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится не только в форме налоговых проверок, но и в других формах, предусмотренных НК РФ. Поэтому суд признал действия налогового органа по проверке законными.
Ответственность
Постановление ФАС СКО от 05.03.2007 по делу № Ф08-738/2007-328А
Несмотря на незаверенное исправление номера статьи НК РФ в решении налоговой инспекции, по которой Общество привлечено к налоговой ответственности, сама диспозиция указывает на привлечение Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а не по статье 123 НК РФ. Поэтому решение налоговой инспекции в этой части недействительно.
Постановление ФАС СКО от 27.02.2007 по делу № Ф08-32/2007-10А
Согласно уставу Общество не осуществляет деятельности по предоставлению персонала. Однако, как указала налоговая инспекция, фактически Общество, предоставляя свой персонал ООО «Е.», создает систему ухода от налогообложения, так как оно от своего имени заключило трудовой договор с работниками, выплачивает заработную плату, то есть ведет в ст. Тбилисской свою деятельность. Поэтому Общество обязано уплачивать соответствующие налоги. Факт постановки ООО «Е.» на налоговый учет в налоговой инспекции по адресу: ст. Тбилисская, ул. Октябрьская, 179, не исключает обязанности постановки на учет Общества.
Суд отметил, что в соответствии со статьей 117 НК РФ для привлечения к налоговой ответственности необходимо наличие созданного организацией обособленного подразделения и ведение деятельности, направленной на получение дохода, данным обособленным подразделением. Факт ведения деятельности через обособленное подразделение, расположенное в ст. Тбилисской, интерес в получении от этой деятельности дохода судом не установлен и налоговой инспекцией не подтвержден. В соответствии с договорами об оказании услуг по предоставлению персонала Общество предоставило ООО «Е.» своих сотрудников для выполнения ими работ в интересах ООО «Е.».
Постановление ФАС СЗО от 27.03.2007 по делу № А56-33401/2006
Как видно из материалов дела, в связи с проведением налоговой проверки ОАО налоговая инспекция, руководствуясь пунктом 2 статьи 86, статьей 87, подпунктом 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ, направила банку требование о представлении копий банковских выписок по счету, платежных документов, выписок по корреспондентским счетам, паспортов сделок по контрактам, номеров грузовых таможенных деклараций, по которым проведена оплата товара по указанным контрактам. Банк в выдаче документов отказал, и налоговый орган применил статью 135.1 НК РФ. Суд отметил, что диспозиция пункта 2 статьи 135.1 НК РФ предусматривает ответственность банка за непредставление по мотивированному запросу налогового органа только справок по операциям и счетам организаций и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность. Иные документы, кроме названных справок, в пункте 2 статьи 135.1 НК РФ не указаны.
Защита прав налогоплательщика
Определение КС РФ от 07.12.2006 № 571-О
При применении вычетов по акцизам на нефтепродукты было установлено, что контрагент налогоплательщика предоставил ему поддельные документы. Арбитражные суды признали правомерным взыскание с налогоплательщика недоимки и пени и освободили его лишь от ответственности. Налогоплательщик обратился в КС РФ. КС РФ в принятии жалобы отказал. Он отметил, что по этому вопросу расследуется уголовное дело. Поэтому до его завершения выяснение фактических обстоятельств дела в рамках конституционного судопроизводства, по смыслу статей 46 (часть 1), 118 (часть 2), 125 (часть 4) и 126 Конституции РФ, не имеет достаточных оснований и не согласуется с предназначением и существом конституционного судопроизводства и полномочиями КС РФ.
Постановление Пленума ВАС РФ от 12.03.2007 № 17
Согласно пункту 1 статьи 311 АПК РФ обстоятельства, которые являются основаниями для пересмотра судебного акта, должны быть существенными, то есть способными повлиять на выводы арбитражного суда при принятии судебного акта. В связи с этим суду следует проверить, не свидетельствуют ли факты, на которые ссылается заявитель, о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследовавшимся ранее арбитражным судом обстоятельствам. Представление новых доказательств не может служить основанием для пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам по правилам главы 37 АПК РФ. Признание судом нормативного правового акта недействующим или его отмена вышестоящим органом как не соответствующего закону не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, предусмотренного пунктом 4 статьи 311 АПК РФ, за исключением случаев, когда данный нормативный правовой акт признан недействующим с момента его принятия.
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.02.2007 № 12943/06
ВАС Российской Федерации признал, что в случае, если имеется не оспоренное в судебном порядке решение налогового органа об отказе в возмещении НДС, налогоплательщик вправе обратиться в суд с заявлением об обязании возместить ему НДС.
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 14385/06
Налоговая инспекция, выявив в ходе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов ошибки в документах, не сообщила об этом Обществу и не потребовала внести необходимые изменения. Не получив своевременно требования налоговой инспекции о представлении дополнительных документов, Общество вынуждено было представить их в суд первой инстанции. ВАС РФ отметил, что отказ в возмещении НДС налогоплательщику неправомерен, так как налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием для получения налогового возмещения, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о праве на применение налогового вычета.
Использованные сокращения
ВС РФ — Верховный Суд Российской Федерации
ВАС РФ — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ФАС ЦО — Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ФАС СЗО — Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ФАС УО — Федеральный арбитражный суд Уральского округа
ФАС ВСО — Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ФАС ВВО — Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ФАС ЗСО — Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ФАС СКО — Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа