Тибет: курсы духовного обложения
Мы продолжаем наше сотрудничество с журналом «Русский мытарь» в лице его главного редактора И. Хаменушко
Корреспондентам «Русского мытаря» довелось ненадолго погрузиться в строгую атмосферу аскезы в стенах монастыря, расположенного в далеком Тибете. «Что в этом нового?» – подумают искушенные читатели. – «Казалось бы, паломничество в Тибет в поисках духовного просветления уже не в моде». Однако речь идет о совершенно особом монастыре, не имеющем на первый взгляд отношения ни к буддизму, ни к просветлению. Это так называемая налоговая обитель. По замыслу ее основателя, это прямая противоположность налоговых гаваней, или, попросту, офшоров.
Когда в России была отменена прогрессивная шкала подоходного налога, а отношения с налоговыми органами стали входить в цивилизованное русло, немногочисленные ревнители старого налогообложения перебрались в отдаленное селение Бхутанг на границе Непала, Бутана и Шамбалы. Оттуда их путь лежал еще выше в горы, где и был основан первый и пока единственный в мире налоговый монастырь.
Не следует думать, что устав монастыря предполагает исключительно уплату высоких налогов. Это целая система правил налогового послушания, особый уклад жизни.
Считается, что каждый монах в своем духовном развитии может достичь нескольких ступеней совершенства.
В самом низу иерархической лестницы находятся послушники и полубратья. Налог с их доходов удерживается у источника выплаты, самостоятельных действий от них не требуется.
Следующая ступень — братья-налогоплательщики, самостоятельно декларирующие доходы и самостоятельно уплачивающие налоги.
Более высокая ступень — братья-наставники. В миру им примерно соответствуют налоговые инспекторы.
Существуют и иные ступени духовного роста, но знание о них доступно лишь посвященным, которые достигли этих ступеней. Согласно преданию в глубокой древности мудрецы могли не только постичь суть налогообложения, но даже начать устанавливать новые налоги, получавшие затем повсеместное распространение.
Особая категория обитателей монастыря — туристы. Помимо очаровательных видов из окон обители их привлекает сюда изысканное меню монастырской кухни.
Туристам предложат завтрак, обед и ужин, хотя рацион — понятное дело — будет налоговым. Так, например, предлагается «Утка до налогообложения», которая отлично идет под всякий подакцизный продукт — настойку «Крепкий НДС» 45%, сидр «Тибетский Профицит» 10% или охлаждающий напиток «Камералка по-непальски». А вот «Утку после налогообложения» (постное диетическое блюдо) мы пробовать не стали.
После трапезы нам удалось побеседовать с основателем монастыря — довольно молодым еще старцем Чжанг Нянем I, в миру Василием Васильевичем Селедкиным.
РМ: В чем основная идея Вашего проекта? Что для Вас важнее: получаемая выгода или нечто иное?
ЧН: Получаемая выгода вся идет на уплату налогов. У нас есть особая духовная практика — так называемый отказ от льготы. Человек подтверждает документами все налоговые вычеты, заявляет их в декларации, а затем подает уточненную налоговую декларацию, отказываясь от них.
РМ: Можно ли тогда сформулировать основную идею Вашего служения?
ЧН: Вы рассуждаете, как обыватель. Ваша плоская шкала налога на доходы отличается от принятой в нашей обители, как окружающие наш монастырь горные вершины — от равнин средней полосы. И как горы оказывают возвышающее действие на человека, так и суровая налоговая система закаляет его дух.
РМ: Местоположение Вашего монастыря настолько своеобразно, что, насколько нам известно, нет однозначного решения, к юрисдикции какого именно государства он относится. Все-таки, в чей бюджет платят налоги братия и монастырь?
ЧН: В буддийской философской традиции очень большое внимание уделяется обдумыванию загадок, не имеющих рационального ответа. Их ценность исключительно в тренировке ума. Так же обстоит дело и с Вашим вопросом. Мы обязательно включим его в программу вечерней медитации.
РМ: Налоги немыслимы без источника — экономического основания для их взимания. За счет чего монахи уплачивают те непосильные налоги, которых требует от них монастырский устав?
ЧН: Следует различать два плана бытия. На материальном уровне источником налогов служат скромные доходы братии от игры на бирже и тот заработок, что приносят монастырю паломники, туристы и любопытные. Что касается мистического аспекта, то здесь в заслугу вменяется не сумма налога как таковая, а степень подчинения внутреннего мира человека единственной цели. Все поступки человек рассматривает особым образом. «Что означает то или иное мое действие для целей налогообложения?» — спрашивает он себя всякий раз. Ибо то, что представляется в обыденной жизни благом, для целей налогообложения не всегда является таковым.