Налоговые реформы продолжаются
С.Г. Пепеляев,
Главный редактор,
Член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук
Министерство финансов РФ разработало и представило Правительству РФ для утверждения «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг.».
Это важный документ, который необходимо учитывать бизнесу при стратегическом планировании. Учебные и научные организации могут скорректировать на его основе тематику актуальных исследований. Практикам он дает возможность четче оценить действующее налоговое законодательство, понят, что с точки зрения власти является его недостатками и достоинствами, где допущены пробелы и неточности и т. д.
Наибольшее внимание в документе уделено налоговому контролю за трансфертным ценообразованием. Минфин России планирует ввести определение взаимозависимых лиц и на его основе, по сути, расширить возможности для признания лиц таковыми. Перечень контролируемых сделок также расширяется (хотя в документе он назван «закрытым перечнем контролируемых сделок»). Любые сделки между взаимозависимыми лицами без учета колебания цен будут подконтрольны налоговым органам.
Новшеством является предложение о введении специального декларирования контролируемых сделок и отказ от применения штрафов при перерасчете налоговыми органами сумм налогов по задекларированным контролируемым сделкам.
После долгих лет дискуссий и раздумий Минфин России согласился ввести в законодательство институт предварительных соглашений компаний с налоговыми органами о ценообразовании. Он позволяет взаимозависимым лицам до совершения контролируемых сделок зафиксировать методы определения цены сделки. В случае полного выполнения условий соглашений цена сделки признается рыночной и не может быть переоцененной.
Предлагается также ввести новые требования к методам оценки диапазона рыночных цен, скорректировать принципы их применения.
Помимо контроля за трансфертным ценообразованием изменения коснутся налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским лицам. Дивиденды, получаемые от крупных инвестиций, предлагается освободить от налога на прибыль, в остальных случаях налог будет взиматься по пониженной ставке.
В целях борьбы с укрывательством доходов российскими компаниями в оффшорных зонах планируется разработать и принять законодательство, регулирующее налогообложение контролируемых иностранных компаний. Доход таких компаний может рассматриваться как доход их владельца.
Другие предложения касаются совершенствования определения налогового резидентства юридических лиц, введения института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций, совершенствования НДС, акцизов, порядка налогообложения операций с ценными бумагами, совершаемых и организациями, и физическими лицами, введения налога на недвижимость. Есть и другие важные предложения.
Подробно с проектом «Основных направлений налоговой политики РФ на 2008-2010 гг.» вы можете ознакомиться на сайте http://www.nalogoved.ru.
С уважением,
С.Г. Пепеляев,
Главный редактор,
Член Президиума Российской
ассоциации налогового права,
канд. юрид. наук