Телефон подписки
8 (800) 505-29-85

 

Журнал для профессионалов в налогообложении
Интеллектуальная поддержка "Пепеляев Групп"

Картина месяца

24, Апреля 2024

Принят закон о сроке налоговой проверки контролируемых сделок

Он принят во исполнение Постановления КС РФ от 14.07.2023 № 41-П, разрешившего не отсчитывать заново срок на проведение проверки при корректировке налогоплательщиком технических ошибок. Принятый закон исключает необходимость учитывать дату получения уведомления о контролируемых сделках (в том числе уточненного) при вынесении решения ФНС России о проверке цен. Норма о праве проверять сделки, совершенные за три (пять) лет до года принятия решения, в НК РФ остается.

Продлен эксперимент по маркировке ввозимого в РФ алкоголя

Принят закон о продлении до 31 мая 2026 г. эксперимента по маркировке федеральными спецмарками ввозимой в РФ алкопродукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада. Эксперимент проводится с 1 июня 2021 г. в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Ленинградской, Брянской, Владимирской, Калининградской и Смоленской областях, Краснодарском крае и Татарстане. Задействовано 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения и 97 организаций-импортеров.

Правительство РФ повышает пороги по налоговым преступлениям

Речь идет о ст. 199199.1199.3 и 199.4 УК РФ, которые определяют ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей. В статьях 199199.1 предлагается установить: крупный ущерб – 18,75 млн руб., особо крупный – 56,25 млн руб. В статье 199.3 будут повышены: крупный размер – с 1,8 млн до 2,25 млн руб., особо крупный – с 9 млн до 11,25 млн руб. А в статье 199.4 они увеличатся соответственно с 6 млн до 7,5 млн руб. и с 30 млн до 37,5 млн руб.

Поступления от «налога на выход» направят на кредитование телекома

Минцифры рассматривает варианты по перезапуску льготного кредитования производителей в сфере телекома, которое фактически прекратило действовать в ноябре 2023 г. из-за нехватки средств на фоне повышения ключевой ставки ЦБ РФ. Планируется получить около 19 млрд руб.: это средства от добровольного взноса в бюджет, который выплачивается уходящими из РФ «иностранцами» при продаже активов. Суммы должно хватить на реализацию программы в 2024 г.

Нацпроект «Экономика данных» профинансируют за счет налога на майнинг

В рамках проекта будут создаваться цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. В ближайшие шесть лет на реализацию проекта выделят 700 млрд руб. Между тем профинансирован проект будет благодаря введению акцизов на персональные устройства, утильcбору, налогу на майнинг и другим источникам, например за счет повышения платы за частотный спектр, уменьшения скидок на штрафы и коммерциализации систем «Электронного правительства».

В Правительстве РФ готовят повышение ставки налога на прибыль

С инициативой о более справедливом распределении налогового бремени между компаниями выступил Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию. Он предложил модернизировать фискальную систему так, чтобы обеспечить необходимые ресурсы для выполнения общенациональных задач и региональных программ. Обсуждается повышение ставки с 20 до 25%. Возможны и изменения в налоговых льготах для компаний, которые осуществляют капитальные вложения.

Президент предложил ввести ряд мер для «дробленцев»

Как прозвучало в Послании Федеральному Собранию, необходимо проработать параметры амнистии для некрупных компаний, которые были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации. Если амнистию объявят, штрафов, санкций и пересчета налогов за предыдущие периоды не будет. С 2025 г. нужно предусмотреть механизм плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, переходящих с УСН на общую систему. Президент РФ призвал бизнес работать «вбелую».

Прорабатывается прогрессивная шкала НДФЛ

В Правительстве РФ обсуждается повышение НДФЛ с 13 до 15% для граждан с доходами от 1 млн руб. в год (чуть более 83 300 руб. в месяц) и с 15 до 20% для зарабатывающих от 5 млн руб. в год (417 000 руб. в месяц). Предполагается взимать НДФЛ по повышенной ставке не со всех доходов, а только с суммы более 1 млн или 5 млн руб. соответственно и учитывать только регулярные поступления (зарплата, дивиденды, проценты и др.), а не разовые, например от продажи имущества.

Бюджет в 2023 г. не получил НДС из 10 российских регионов

У 10 регионов России сложилось отрицательное сальдо по НДС. Размер налога к вычету в них превысил размер налога к уплате в общей сложности на 184,9 млрд руб. Наибольшие чистые возмещения бизнесу по НДС зафиксированы в Мурманской области (отрицательное сальдо по НДС – 52,8 млрд руб.). Остальные регионы находятся в Дальневосточном федеральном округе. В ФНС пояснили, что это «объективно и связано с особенностями исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

Утверждены форматы обязательных реестров по нулевой ставке НДС

Ставка налога 0% при экспорте товаров будет с I квартала 2024 г. подтверждаться электронными реестрами. Минюст зарегистрировал Приказ ФНС России от 26.12.2023 № ЕД-7-15/1003@ об этом. Издержки налогоплательщиков при подтверждении ставки 0% сократятся, так как взаимодействие и подтверждение с налоговыми органами происходит удаленно в электронном виде без документов на бумаге. Контракт (договор) отдельно представлять не требуется (его номер и дата отражены в реестре).

Приоритет уплаты налогов при банкротстве поставлен под сомнение

Комитет Госдумы по финансовому рынку не поддержал законопроект о первоочередной уплате зарплатного НДФЛ, страховых взносов и других налогов банкротов. Депутаты предложили установить предельную долю залоговой выручки, которую будут направлять на погашение налоговых долгов, с учетом мнения банков. Принятие законопроекта может привести к «неоправданному приоритету налоговых требований в ущерб реестровым кредиторам» – такую позицию РСПП выразил его глава А.Н. Шохин.

Компаниям на Курилах снимут ограничения на применение налоговых льгот

Минвостокразвития России подготовило законопроект, освобождающий компании, зарегистрированные на островах после 1 января 2022 г., на 20 лет от налогов на прибыль, землю, транспорт и имущество и предусматривающий пониженные страховые взносы (7,6%). Но есть и запрет пользоваться льготами, если 50% и более компании принадлежит лицу (взаимозависимому лицу), владеющему другой организацией, зарегистрированной на Курилах до 1 января 2022 г.

В Госдуме предложили полностью отменить транспортный налог

Авторы законопроекта считают, что транспортный налог чрезмерен в налоговой системе РФ и влечет многократное налогообложение, учитывая акцизы на топливо. Принципы взимания налога не обоснованы в должной мере, так как не дифференцируются с учетом дорожного покрытия, платности пользования дорогами, длительности эксплуатации и т. д. Налог не способствует эффективному распределению налоговой нагрузки с учетом ущерба дорогам, наносимого транспортными средствами.

В Госдуму внесен законопроект о сокращении нагрузки на граждан и бизнес

Законопроект разрешает физлицам, не зарегистрированным как ИП, в налоговых декларациях и других документах для налоговой указывать вместо ИНН или персональных данных номер записи Единого федерального информационного регистра. Предложено уменьшение выплат НДФЛ на проценты по банковским вкладам, открытым более чем на год. Отменяется подача «нулевой» упрощенной отчетности, если деятельность компанией не велась. Снижаются требования для перехода к налоговому мониторингу.

Правительство признало недопустимым взимание повышенного налога с добытчиков драгметаллов

Право применять пониженный коэффициент к НДПИ для концентратов драгметаллов закрепят в НК РФ. Из-за пробела в законодательстве налоговые органы доначисляли компаниям, добывающим платину, НДПИ в 21–22% от выручки. Это делало добычу нерентабельной. Минфин России уже оценил выпадающие доходы бюджетной системы в 75–90 млн руб. в год, из которых 30–36 млн руб.относятся к федеральному бюджету, а 45–54 млн руб. – к региональным.

Россия предложила создать новые налоговые площадки под эгидой ООН

В частности, включить в сферу охвата будущей рамочной Конвенции ООН по налоговым вопросам проблематику создания под эгидой этой организации альтернативной площадки для обмена информацией, которая была бы доступна всем участникам процесса и обеспечила бы его прозрачность, а также формирования глобальной базы по определению статуса налогового резидентства. Среди других предложений – создать платформу для обмена знаниями по налоговому администрированию в условиях цифровизации.